Поддержать отечественный автопром доверят немногим
Минпромторг России подготовил проект постановления правительства России, предполагающий предоставление определенным лизинговым компаниям субсидий при получении пятилетних кредитов на лизинг нового отечественного автотранспорта. Это должно сохранить спрос на коммерческие автомобили отечественного производства в условиях кризиса, а также поддержать отечественный автопром и лизинг.
Субсидии не могут превышать две трети ставки рефинансирования, то есть 8 %. Средневзвешенная кредитная ставка, по которой в настоящее время лизинговые компании привлекают финансирование, составляет 15 - 16%. То есть лизинговые компании будут получать рублевое финансирование под 7 - 8%. При этом, по какой ставке в лизинг будут отдаваться авто, постановление не оговаривает.
По прогнозам минпромторга, принятие постановления позволит через лизинг реализовать около 21,2 тыс. коммерческих автомобилей, а также 4,3 тыс. легковых. На что лизинговым компаниям понадобится 20,9 млрд рублей кредитных средств. Исходя из этой цифры рассчитывается необходимый объем субсидий. В 2009 году - 1 млрд рублей, в 2010 г. - 1,4 млрд, в 2011 г. - 1,03522 млрд. Эти суммы предлагается выделить на субсидии в 2009 году и предусмотреть при формировании бюджетов на 2010 и 2011 годы.
Получателем средств могут быть российские лизинговые компании, принадлежащие российским автопроизводителям и лизинговым компания наших госбанков. По мнению экспертов, льготные ресурсы смогут получить всего несколько компаний. Это "ВТБ-Лизинг", "РГ Лизинг" (Сбербанк), "Росагролизинг", "КАМАЗ-Лизинг", "Соллерс-Финанс" и "Элемент Лизинг" (ГАЗ). Перечень автомобилей пока неизвестен.
Понятно желание властей материально поддержать продажи отечественного автотранспорта не только населению, но и компаниям. Да и лизинговой отрасли, которая в 2008 году понесла существенные потери, упав на 27,8 %, тоже нужна поддержка. У экспертов вызывает удивление способ реализации этой идеи. "Отрасль в глубоком недоумении, - прокомментировал документ директор по развитию бизнеса лизинговой компании Europlan Александр Михайлов. - В стране около 80 компаний активно занимаются автолизингом, а в программу попадают как раз те, кто наименее к этому подготовлен. Одни - никогда не специализировались на автолизинге, у других - много долгов и проблем с профильным бизнесом производства автомобилей". И соответственно не смогут продать в лизинг 25,5 тыс. автомобилей. Эта цифра сопоставима с годовым объемом рынка. Так в прошлом году было продано в лизинг 27 тысяч единиц автотехники. То есть, по мнению рынка, ожидаемого эффекта принятие постановления в нынешнем виде не даст.