Утвержденная президентом Стратегия национальной безопасности России до 2020 года ставит перед палатами нашего парламента масштабные задачи.
Особенно важным представляется совершенствование нормативно-правовой базы. Сегодня она охватывает около двухсот различных правовых актов - конституционных и федеральных законов, концепций, стратегий, кодексов, доктрин и основ государственной политики по отдельным видам деятельности. Однако они не объединены единым замыслом, по-разному трактуют содержание национальной безопасности, национальных интересов и принципов стратегического планирования.
При этом я хотел бы подчеркнуть, что роль права в регулировании жизнедеятельности российского общества, на что неоднократно обращал внимание президент, нашла свое отражение в Стратегии. На первый план выходит задача формирования стратегии правового развития страны. Речь идет о проектах новой редакции закона о безопасности. А в перспективе - закона о стратегическом планировании, о разработке ряда других федеральных законов, регламентирующих деятельность органов государственной власти в сфере национальной безопасности.
Потребуется, на наш взгляд, и корректировка ряда других законодательных актов. Наиболее важным, как представляется, является проработка проектов федеральных законов о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Кроме того, необходимо преодолеть практику принятия большого количества "точечных" законов, которые регулируют самые разные сферы общественных отношений. Это характерно прежде всего для налогового и бюджетного законодательства, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства в сфере образования, здравоохранения и науки. А ведь именно эти направления права, их развитие и совершенствование дают возможность реализовать такие важнейшие стратегические национальные приоритеты, отраженные в Стратегии, как экономический рост, наука, технологии и образование, государственная и общественная безопасность.
Стратегия открывает новые возможности для законодателя и в области правового обеспечения региональной политики России. Как показывает опыт деятельности не только Совета Федерации и Государственной Думы, но и законодательных собраний субъектов Федерации, наиболее важным итогом этой работы является повышение уровня и качества жизни населения. Оно названо в Стратегии одним из ключевых национальных приоритетов. И в этом - важнейшая особенность, социальная и социально-политическая направленность документа.
В рамках существующей правовой основы регионы имеют возможность самостоятельно формировать законодательную базу управления регионом. В том числе разрабатывать прогнозные и программные документы - нормативные акты стратегического характера, определяющие цели и задачи органов государственной власти субъектов по обеспечению их динамичного социально-экономического развития.
На федеральном уровне в законодательном плане реализовать главный стратегический национальный приоритет можно было бы за счет принятия федерального закона о разработке стандартов уровня и качества жизни населения в стране. При этом, на наш взгляд, таким законом федеральный законодатель должен обеспечить социальное равенство всех граждан России независимо от места их проживания, что будет соответствовать статье 19 Конституции РФ.