Уральцы внесли свою лепту в федеральный закон о трудовых мигрантах

Представители всего двух субъектов РФ - Свердловской и Воронежской областей - приняли участие в парламентских слушаниях в Госдуме по вопросам совершенствования законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Средний Урал выбран не случайно. С 2002 года количество въезжающих на территорию области трудовых мигрантов постоянно росло. Сегодня доля иностранных работников в численности занятых в экономике составляет в Екатеринбурге 14 процентов, в других крупных городах региона - порядка десяти. Есть ряд сложностей, с которыми миграционным службам приходится сталкиваться ежедневно, но без помощи федеральных законодателей справиться с ними невозможно.

В частности, в условиях экономической нестабильности стала особенно заметной тенденция, когда работодатель, не уверенный в перспективах своего предприятия, делает заказ на иностранную рабочую силу "с запасом". По закону он вправе сделать заявку на привлечение трудовых мигрантов в любом количестве, но отнюдь не обязан в итоге их нанимать. Напротив, бизнесмен, который не участвовал в формировании квоты региона, может легально нанять работника, таким образом "исчерпав" квоту, предназначенную для другого. Некоторые недобросовестные предприниматели начали этим активно пользоваться. Они искусственно завышают запрашиваемое количество гастарбайтеров, а потом перепродают рекрутинговым агентствам или другим нанимателям, зарабатывая на этом немалые деньги.

- Мы предлагаем законодательно обязать работодателей заключать договоры с уполномоченными структурами - миграционными службами и центрами. А в качестве обеспечения обязательств по договору предусмотреть внесение работодателями залога в сумме, сопоставимой с размерами медицинского страхования иностранного работника, а также с расходами по административному выдворению иностранца в случае его нетрудоустройства, - говорит директор Свердловского областного миграционного центра Сергей Крайнов. - Таким образом, мы даем работодателю гарантию, что мигрант придет именно к нему, а приезжему обеспечиваем легальное трудоустройство.

По-прежнему много на рынке миграции "черных" и "серых" агентств, которые, взимая за свои услуги большие деньги, оставляют клиентов с фальшивыми документами и без работы. По словам специалистов, в последнее время увеличилось количество нечистых на руку в самих диаспорах: мигрант готов скорее довериться соотечественнику, нежели обратиться в государственное учреждение, и этим пользуются мошенники.

При этом большой урон наносится и казне региона - она недополучает налоговые отчисления от оформления мигрантов, от их трудовой деятельности. На Среднем Урале уже пытались принять документ о добровольной аккредитации частных агентств, что позволило бы контролировать их деятельность. Но без наличия федеральной законодательной базы это невозможно. Пока обсуждается возможность объединения таких фирм в саморегулируемую организацию, единую для всего Уральского федерального округа.

Уральцы просят федеральный центр помочь и в налаживании двусторонних отношений с государствами - поставщиками рабочей силы. Для того чтобы легализовать поток приезжих, нужны посредники в этих странах. Пока же их практически нет, как нет и методических и информационных центров, которые оказывали бы мигранту помощь еще на родине. Чтобы ситуация изменилась, Россия должна обязать страны ближнего зарубежья готовить своих граждан к поездке на заработки, документально и организационно сопровождать этот процесс.

Кстати

По данным УФМС по Свердловской области, в первом квартале 2009 года на территории региона работало 69,1 тысячи иностранных работников, из них 51,4 тысячи - из стран с безвизовым режимом въезда в РФ. По состоянию на конец апреля 2009 года выдано почти 19 тысяч разрешений на осуществление трудовой деятельности - на уровне аналогичного периода прошлого года.