Правительство региона утвердило областную целевую программу "Чистая вода". По прогнозам областного министерства энергетики и ЖКХ, представившего проект на заседании кабинета министров, давняя тенденция к ухудшению обеспечения жителей области питьевой водой будет преодолена к 2020 году. По расчетам разработчиков, цена вопроса - 200 - 220 миллиардов рублей.
Столь заметные "ножницы" объясняются предстоящей корректировкой всех частей проекта на принципах жесткого конкурсного отбора. Но в любом случае такие затраты региону в одиночку не потянуть.
По словам заместителя министра энергетики и ЖКХ области Николая Смирнова, только 29 процентов населения региона обеспечено пригодной для питья водой в надлежащем количестве. Износ сетей и коммуникаций составляет 60 - 80 процентов. Не справляются с нагрузкой очистные сооружения, построенные по большей части во второй половине прошлого века, когда объем стоков был гораздо меньше нынешнего.
Проблему качества питьевой воды в Свердловской области пытаются решить все постперестроечные годы. Но финансирование направленных на его улучшение мероприятий всегда было скромным, поэтому результаты не поражают воображения. К примеру, в бюджете 1998 года предусматривалось 1,17 миллиона рублей на закупку водяных фильтров для образовательных учреждений - и только. Для сравнения: на реконструкцию очистных сооружений среднего уральского города требуется примерно 150 миллионов.
Есть, правда, и удачные начинания. В рамках программы "Родники" за последние годы благоустроено 2400 природных источников. Но, хотя многие горожане ходят по воду к лесным ключам, все же проблемы в целом обустройство родников не решает. Тем более что лабораторные исследования сплошь и рядом выявляют загрязнения открытых водных источников. Ничего не попишешь - в старопромышленном регионе живем.
В том же ряду другие меры областных властей: доставка питьевой воды в населенные пункты, испытывающие ее нехватку, субсидирование строительства и ремонта водоводов и очистных сооружений на местах… Что касается соответствующих муниципальных программ, по оценке специалистов, более или менее целостный вид они имеют лишь в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Но и там особо хвалиться нечем. В том же областном центре взялись за прокладку водовода из Челябинской области, лишь когда обмелело традиционно используемое для водозабора Волчихинское водохранилище.
- В отличие от прежних мер, новая программа носит комплексный характер, - подчеркивает Николай Смирнов. - Она объединяет все этапы - от водозабора до водосброса, определяет количественные объемы и качественные критерии. Причем каждому муниципалитету поставлена конкретная задача.
В основе оптимистичных прогнозов, прежде всего, новый принцип финансирования. Областная программа должна стать частью федеральной, которая сейчас формируется, и деньги пойдут из бюджетов всех уровней, а также из внебюджетных источников. Но для этого область должна войти в число "пилотных" регионов. До первого июля заявки территорий будут собраны и рассмотрены федеральным правительством.
Лоббируя свои разработки, уральцы возлагают надежды на их инновационный, прорывной характер. Взять основу основ - правовую сторону решения проблемы. Не секрет, что в регулировании этой сферы сплошная неразбериха. По данным ФГУП "Российский НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов", вода из водопровода и из родника, пропущенная через домашний фильтр и бутилированная оценивается абсолютно разными стандартами. Хотя ученые ратуют за единый подход, дифференцированный разве что в зависимости от состояния здоровья потребителей. В новой региональной программе взяты за основу наиболее жесткие критерии качества.
Другая ее сильная сторона - современные технологии и оборудование. По заказу разработчиков научные организации
УрО РАН спроектировали систему обеззараживания содержимого водопроводов с помощью диоксида хлора. В отличие от привычной горожанам воды с резким запахом "хлорки", эта не оказывает вредного воздействия на организм. Кроме того, очищаются изнутри трубы. В тех же целях ученые адаптировали к нашим условиям запатентованный в Германии метод очистки трубопроводов с помощью интенсивного ультрафиолетового излучения. Хорошо показав себя в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, этот метод внедряется сейчас еще в четырех городах региона.
А чтобы вода была изначально чище, планируется активнее брать ее из подземных хранилищ. Пока что каждые восемь литров из десяти поступают в водопровод из открытых водоемов, которые, по данным минэнергетики и ЖКХ, меньше чем наполовину защищены санитарными зонами.
Вода из открытых источников по качеству заведомо хуже артезианской. Хотя последняя обходится гораздо дороже - не менее чем 20 рублей за кубометр. А тарифы на водоснабжение в разных муниципальных образованиях колеблются от 6 до 10 рублей за кубометр. И это не единственное несоответствие цены и потребительской стоимости важнейшего природного ресурса. Как утверждают в министерстве, питьевая вода обходится потребителю на считанные копейки дороже технической. Поэтому повсеместно, не задумываясь, применяют, можно сказать, пищевой продукт для технических нужд.
Новая областная программа призвана устранить это несоответствие. В частности, планируется уже к 2015 году обеспечить полный контроль потребления всех ресурсов для бытовых нужд с помощью индивидуальных приборов учета. И совершенно исключить применение питьевой воды в технических целях.
- Иными словами, целевая программа будет частично финансироваться за счет роста тарифов, - подводит итог Николай Смирнов. По его мнению, лучше потратиться на улучшение водопроводной воды, чем покупать втридорога бутилированную.
Но кто будет контролировать повышение тарифов? Этим вопросом обеспокоены депутаты областной Думы. Вплоть до последнего изменения Бюджетного кодекса региональные программы утверждались местными законами. Теперь это вменено в обязанность областным исполнительным органам. Выходит, выполнение постановления правительства оно само и должно контролировать, а парламентарии остаются в стороне. Пока что в Законодательном собрании области размышляют, как разрешить правовую коллизию, не ущемив интересы населения, испытывающего дефицит чистой питьевой воды и средств на ее оплату.