Цены на бензин в России после затишья начали снова расти

Впервые за несколько месяцев цены на бензин в Нижегородской области повысились, на отдельные марки - сразу на 70 копеек. Продавцы топлива не исключают, что цены продолжат расти.

По данным на вчерашний день 95-й бензин на заправках ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" - крупнейшего продавца на розничном рынке региона - стоил 20,4 рубля за литр, Аи-92 - 18,4, дизельное топливо стандарта ЕВРО - 17,5. В последний раз компания заявляла о снижении цен на заправках 19 мая. Тогда Аи-95 стоил 20 рублей за литр, Аи-92 - 17,7 рубля, дизель стоил так же, как и вчера. Таким образом, цены начала июня сильно удивили автомобилистов, ведь еще в середине мая бензин можно было купить значительно дешевле.

Примечательно, что повышение произошло тогда, когда в местном УФАС в отношении компании рассматривается дело о нарушении закона о конкуренции, возбужденное еще в феврале. Зимой антимонопольные органы проводили проверку. Тогда были выявлены нарушения в части поддержания монопольно высоких розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо, реализуемые в Нижнем Новгороде.

Казанские водители даже шутят: заправки устроили аукцион - кто выше поднимет цены на бензин. Если в конце прошлой недели заправиться 92-м можно было еще по 14,5-15 рублей, то вчера эта марка бензина стоила уже не меньше 16,5 рубля. На заправках говорят, что к концу недели цена на 92-й может подскочить до 20-22 рублей.

Причем заправиться топливом одной и той же компании можно по разным ценам: как правило, стоимость выше на тех заправках, которые расположены ближе к оживленным дорогам.

Правда, ажиотажа среди казанских водителей пока не наблюдается. Очередей на заправках нет, а автолюбители заправляются по старинке: кто-то заливает по 10 литров, кто-то под завязку.

А в Кузбассе не успевают менять ценники на АЗС. За неделю их переписывали трижды. В итоге стоимость самого популярного бензина Аи-92 выросла с 15 рублей 40 копеек до 16 рублей 40 копеек. То есть на рубль.

Вчера кузбасские селяне из Промышленновского района написали открытое письмо коллективу Омского НПЗ с просьбой повлиять на собственников завода по сдерживанию роста цен на бензин. Ведь за апрель и май оптовые цены на топливо увеличились на 34 процента!

"Плохо, что во время посевной кампании цены на ГСМ опять взлетели. В связи с этим сдерживать цены на молоко, мясо и хлеб в условиях кризиса становится все труднее и труднее", - говорится в обращении. Авторы письма понимают, что рабочие завода не заинтересованы в повышении цен на солярку, по мнению кузбассовцев, в выигрыше останутся лишь хозяева предприятия. И все же селяне надеются на солидарность омичей.

Надо сказать, что Кемеровская область в Сибирском федеральном округе всегда была регионом, где цены на бензин и солярку ниже, чем у соседей. Что вызывало неподдельную зависть в соседних регионах, ведь цена порой отличалась на 2-3 рубля за литр горючего.

Стабильная ситуация осталась, пожалуй, только в Приморском крае. Тема стоимости бензина тут неактуальна. Нет, конечно, хотелось бы, чтобы он был дешевле. Но приморцы как не замечали его снижения несколько месяцев назад (снижение весной, по данным Приморскстата, на 1,1 процента не в счет), так и не замечают его повышения на 20 - 30 копеек сейчас.

Хотя по стоимости автомобильного топлива Приморье опережает почти все субъекты Дальневосточного федерального округа. Согласно данным Росстата, в апреле средняя цена бензина во Владивостоке составила 23,71 рубля, что на 5,63 рубля больше, чем в среднем по России (для РФ этот показатель был равен 18,18 рубля за литр).

В Приморье своего нефтеперерабатывающего завода нет. Бензин поступает сюда или с Хабаровского НПЗ, или из Ангарска, естественно, потребитель оплачивает железнодорожный тариф, налоги, акцизы и маржу перекупщиков.

Требование снижения стоимости бензина периодически упоминалось в разного рода социальных митингах наравне с недовольством размером тарифов на ЖКХ, электроэнергию и другие коммунальные услуги, но никогда не выходило на первый план.

- В крае в ближайшее время и речи не может быть о повышении цен на автомобильное топливо, - считает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Виктор Трякин. - Нефтяные компании в случае таких планов обязаны предупредить нашу службу за 10 дней. Пока мы никаких предупреждений не получали.

комментарий

Григорий Сергиенко,  исполнительный директор Российского топливного союза

Нефть на мировом рынке выросла в цене примерно на 30 процентов, а с начала года на 49 процентов. Согласно законам рынка и оптовая стоимость бензина внутри России тоже следует за международными расценками. Для розничной сети, владельцев бензоколонок бензин дорожает уже третий месяц.

Пока был запас по доходности и позволял обеспечивать приемлемую прибыль и издержки, АЗС держали цены на одном уровне. Но в последней декаде мая был существенный рост оптовых расценок. Доходность владельцев АЗС дошла до минимума, стала ниже 20 процентов. В некоторых регионах, например в Москве, даже ниже 15 процентов. И стоимость бензина для автолюбителей поползла наверх.

Каждый год весной и летом бензин дорожает. Но в этот раз рост цен нельзя назвать сезонным. Он просто отражает состояние на рынке "черного золота" в целом. Это объективный процесс, на который слабо влияют даже таможенные пошлины. Ведь на июнь договоры по закупке нефти, так называемые фьючерсы, достигли максимальной в этом году стоимости. По прогнозам, в июле нефть может колебаться от 70 до 100 долларов за баррель. С такими радужными перспективами внешний рынок выглядит очень привлекательным. В последний месяц весны отечественные нефтяники уже сделали акцент на экспорт, а не на внутренний рынок. В некоторых регионах у розничной сети даже возникали проблемы с закупками. Попросту говоря, ощущался дефицит. Если глобальный рост нефти продолжится, то эта проблема только усугубится.

У каждого розничного продавца своя политика. Нельзя исключать местные особенности, которые есть в каждом регионе. Оптовики, особенно если они являются монополистами, не упускают своего. Хотя многое зависит от договоренностей между владельцами АЗС и поставщиками. Кому-то бывает выгодно возить бензин из другого региона, чем искать его у себя, где оптовая цена закупки выше. Будут и те, кто будет держать сравнительно невысокие цены, но погрешит низким качеством топлива.