В Екатеринбурге автосалоны кредитовались в банках за счет своих покупателей

Несколько автосалонов Екатеринбурга получали в банках кредиты под залог проданных машин.

В комитет по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга поступили обращения с жалобами на автосалоны, которые отказывались выдать покупателям полностью оплаченные автомобили. Оказалось, что машины использовались в качестве предметов залога при получении банковских кредитов. По информации комитета, один из екатеринбургских салонов заложил таким образом около 40 автомобилей.

Схема проста. Технические паспорта машин автосалоны первоначально оформляют на себя - по праву посредников. Затем обращаются в банк и предоставляют эти авто в качестве залога. Машины выдают покупателям с некоторой просрочкой - после того, как новые клиенты оплатят следующую партию машин, которые заменяют заложенные ранее.

Долгое время клиенты не догадывались, что автосалоны ухитряются получать кредиты за их счет. На чистую воду предпринимателей вывел… кризис. Спрос на автомобили резко упал, и салоны не смогли выкупить из залога уже проданный клиентам товар. Сейчас эти машины стоят на площадках автосалонов, но получить их владельцы не могут, так как все документы лежат в банках.

- К нам поступил ряд жалоб на двух екатеринбургских продавцов автоиномарок, но, возможно, и недобросовестных предпринимателей, и фактов мошенничества может быть гораздо больше, - рассказал корреспонденту "РГ" председатель комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев. - Недавно стал известен даже такой случай: женщина два с лишним года назад купила в автосалоне машину, а сейчас ей звонят из банка и говорят, что автомобиль был заложен и его необходимо вернуть.

В банках нам подтвердили, что выдают кредиты салонам под залог транспортных средств, если у продавцов есть технические паспорта на машины.

- Случаев, когда в качестве залога предоставлялся уже оплаченный автомобиль, в нашем банке не было, - сообщил корреспонденту "РГ" представитель одной из региональных кредитных организаций, - но теоретически это возможно. Если документы на авто закреплены за кредитуемой организацией, у банка и мысли не возникнет, что салон может продать этот автомобиль.

Как утверждает Андрей Артемьев, у обманутых клиентов сейчас одна дорога - в суд. Своими действиями салоны нарушали закон "О защите прав потребителей", согласно которому за каждый день просрочки они обязаны выплатить клиенту неустойку в размере 0,5 процента от уплаченной суммы. Правда, при таком падении спроса на автомобили салоны вряд ли найдут деньги, чтобы рассчитаться с банками и с клиентами. Возможно, прогнозируют специалисты, в недалеком будущем Екатеринбург ожидает целый ряд банкротств автомобильных продавцов.