Жители башкирской глубинки ввели у себя сухой закон

Село Саиткулово, состоящее из сорока дворов, так затерялось в Башкирском Зауралье, что найти его можно далеко не на каждой карте.

Однако известна она всей республике. В народе Саиткулово еще называют "трезвой деревней". И это соответствует истине. В местном магазинчике, который держит местная предпринимательница Таслима Билалова, спиртного уже много лет не было.

- Невыгодно, никто не покупает, - разводит руками продавщица. - Помню, как-то к нам приехали на свадьбу гости из другого села, невесту оттуда наш жених сосватал, привезли с собой два ящика водки, четыре дня гуляли, и никто к ней не притронулся. Так и увезли обратно.

- Самые крепкие напитки, которые мы употребляем, - это кумыс, буза, приготавливаемые из лошадиного молока, да еще березовый сок, говорит глава сельского поселения Фуат Махмутов. - На Новый год шампанское откроем иногда чисто символически... Зато у нас нет ни одной семьи, в которой меньше трех детей. А всего - 19 многодетных семей!

Любопытно, что приезжие быстро адаптируются в трезвой атмосфере. Застолья в Саиткулове с традиционным башкирским наваристым супом бешбармаком, всевозможной национальной выпечкой и сладостями и без всякой выпивки проходят оживленно - непременно с песнями и заводными танцами.

Главными хранителями трезвых традиций в Саиткулове являются старожилы. "Ак инейдэр" - по-башкирски "белые бабушки" - строго следят за порядком в деревне. Их лидер - сэсэния Василя Сытдикова, народная сказительница, знающая множество легенд и песен.

Мнение женщин имеет здесь весомое значение. Во-первых, практически в каждом селении Башкирского Зауралья активно работают женсоветы, решающие самые разные житейские проблемы, а во-вторых, большую часть года в деревнях остаются только женщины и подростки, пока мужчины подаются на заработки. Но и "на шабашках", по заверениям сильного пола, ни капли алкоголя в рот не берут, именно поэтому их повсюду охотно принимают на работу.

Безработица - для местных аборигенов тема хоть и актуальная, но отнюдь не болезненная. Официально работы в Саиткулове давно нет. Последний совхоз распался лет 30 назад, но безысходностью для деревенских жителей это не обернулось. Непьющие люди взялись работать на своей земле, держать лошадей, коров, овец, домашнюю птицу, в огородах стали выращивать овощи и фрукты. В их домах нет особой роскоши, но есть все необходимое для тепла и уюта. У многих - автомобили, не иномарки, но все-таки средство передвижения.

Есть в Саиткулове умельцы, которые изготавливают телеги, пользующиеся спросом по всему региону. Женщины валяют знаменитый башкирский войлок, производящий фурор на самых престижных выставках.

В начале лета, по окончании сева, все село собирается на древний башкирский праздник сабантуй на огромном поле. Пожилые не упускают случая рассказать молодым, как правильно строить свою жизнь и как важно чтить традиции. А гостям из других сел, где нет сухого закона, только и остается вздыхать о том, что подобные порядки являются сегодня исключением, а не нормой.

Авторитетно

Раиль Сарбаев, премьер-министр Республики Башкортостан:

- В Башкортостане Саиткулово - не единственная деревня, жители которой сами отказались от употребления алкоголя. Таковых у нас уже десятки. Но саиткуловцев справедливо считают инициаторами возрождения этой доброй традиции. Хозяйственным сельчанам некогда пить. А мы поддерживаем трудолюбивых людей - повсеместно помогаем развивать личные подсобные хозяйства, выделяем на льготных условиях технику, оборудование, субсидируем приобретение скота. Так что у людей есть стимул вести нормальный, здоровый образ жизни.