Андрей Алпатов: Особые экономические зоны - эффективный инструмент антикризисной политики

Борьба с кризисом - главная тема Санкт-Петербургского экономического форума. Для того чтобы Россия вышла из кризиса с обновленной и конкурентоспособной экономикой, преобразования должны быть проведены в более короткие сроки. Почему одним из самых эффективных инструментов антикризисной политики могут стать особые экономические зоны, в интервью "РГ" рассказал глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов.

В этом году темы дискуссий на питерском форуме связаны с финансовым кризисом. В связи с этим, что означает для вас участие в таком форуме?

Сегодня мы даже больше, чем раньше, заинтересованы в том, чтобы представить бизнесу инвестиционные возможности нашей страны, привлечь в Россию капитал, новые технологии. Форум такого масштаба дает для этого хорошие возможности. Кризис - не повод пересматривать наши планы. Я считаю, что он может воздействовать на экономику не только негативно. Конечно, с одной стороны, действительно нарушены планы развития компаний и не все выйдут из него без существенных потерь. Но есть, как ни странно, и позитивный момент. Теперь уже сама жизнь заставляет развивать инновационную экономику, экономику знаний и технологий. И Россия в этом качестве остается весьма привлекательной страной для иностранных инвесторов. Особые экономические зоны в том числе. Они и задумывались как площадки для наукоемкого, инновационного, высокотехнологичного производства.

Ваших инвесторов кризис не распугал?

Наоборот. Количество предложений по вхождению в ОЭЗ не уменьшается.

В этом году у нас прошло уже несколько экспертных советов, где право стать резидентами ОЭЗ получили более 30 компаний. В их числе - французские, итальянские, японские фирмы. В июне мы открываем новый завод "Полиматиз" в ОЭЗ "Алабуга" в Татарстане. В Липецке японские инвесторы собираются строить шинный завод. Есть новые проекты и для технико-внедренческих зон. Дело в том, что в условиях кризиса, когда большинство компаний столкнулись с дефицитом средств и рухнул рынок сбыта, инвесторы начинают скрупулезно просчитывать собственные издержки, искать способы возможной экономии. И преимущества, которые им дает в этом плане механизм ОЭЗ, становятся еще более весомыми. По подсчетам экспертов, налоговые, таможенные и административные преференции, которые получают резиденты ОЭЗ, могут снизить их издержки на 30 процентов. И речь идет не только о прямой финансовой выгоде, но и о том, что мы создаем ясные, прозрачные и цивилизованные правила игры.

Если в обычном режиме, на любой другой территории, для получения разрешения на строительство и согласования уходят многие месяцы, у нас решение всех этих вопросов ускорено в несколько раз. Мы провели все необходимые работы: выбраны территории, установлены границы зон, проведен кадастровый учет участков, оформлены права на землю и объекты недвижимости. Процесс согласования занимает несколько недель.

Но самое главное преимущество - это строительство за государственный счет инфраструктуры зон. Уже вложено более 34 млрд рублей - 18,7 млрд рублей за счет федерального бюджета и 15,5 млрд рублей за счет региональных бюджетов.

А на что именно потрачены эти деньги?

На эти средства ведется строительство свыше 150 объектов инфраструктуры, из них введено в эксплуатацию 48 объектов. Проложено более 30 километров автомобильных дорог, 11 километров железнодорожных путей, около 100 километров сетей инженерно-технического обеспечения. В технико-внедренческих зонах в Дубне и в Томске уже созданы так называемые центры коллективного пользования - офисы, оснащенные самым современным оборудованием, которым могут пользоваться резиденты. Так, например, в Дубне для резидентов имеется наноскоп - аналог микроскопа, который позволяет видеть наночастицы. Такие технические новинки, как правило, очень дорогие, и для одного, даже для нескольких резидентов подобные покупки слишком накладны. А в зонах резиденты пользуются ими на условиях аренды по очень разумной цене.

Расходы на обустройство сотрудников компаний частично берут на себя региональный и местный бюджеты. За их счет строятся общежития, поликлиники, дворцы спорта и другая социальная инфраструктура.

В нашей стране проблемы часто связаны не с отсутствием законов, а с их применением и недобросовестностью чиновников. К вам такие жалобы поступают?

В принципе сам механизм работы ОЭЗ выстроен так, чтобы проблем с чиновниками у бизнеса не возникало. Все документы, которые должны оформлять федеральные и региональные органы власти, принимаются в зонах в режиме "одного окна". Так что общение с чиновниками сведено к минимуму. Конечно, совсем исключить влияние человеческого фактора нельзя. Но и здесь у нас есть защитный механизм. Любой резидент - действующий или потенциальный - может в режиме онлайн напрямую общаться с руководством агентства. Свой рабочий день я обычно начинаю с просмотра этих сообщений.

И всегда отвечаете?

Обязательно. Не всегда, правда, через электронную почту. Иногда проще снять трубку и позвонить автору, решить все вопросы в разговоре. Но жалоб, кстати, мало. В основном обращаются с предложениями, просят в чем-то помочь.

По новому закону о бюджете расходы на строительство ОЭЗ уменьшены в два раза: с 16 млрд рублей до 8 млрд. Значит, какие-то проекты будут свернуты?

Мы действительно планируем перенести на более поздний срок некоторые проекты по ОЭЗ. Это коснется пока не начатых строек в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа: в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Иркутской и Калининградской областях. Их строительство отодвигается, в этом году там будут вести только проектные работы. По трем другим туристическим зонам - в Республике Алтай и Алтайском крае, в Республике Бурятия - планы остаются в силе. Эти зоны находятся в наиболее высокой степени готовности, свои планы по инвестициям в них подтвердили и региональные власти, и частные резиденты.

Параллельно мы планируем запустить механизм, который позволит частично заместить бюджетные вложения в инфраструктуру другими источниками. Некоторые объекты энергетики, канализации, водоснабжения могут строить частные инвесторы.

Как относится к таким планам бизнес? Вложения в инфраструктуру станут обязательным обременением для потенциальных резидентов?

Нет, этот вопрос будет решаться только на добровольной основе. Однако предложение принять участие в строительстве инфраструктуры может стать весьма привлекательным для бизнеса. Мы в этом убедились в Липецкой ОЭЗ, где инвестор будет строить электростанцию на 380 МВт. Компания уже зарегистрирована в качестве резидента, утвержден ее бизнес-план. Стройка обойдется ей в 17 млрд рублей - столько денег сэкономит бюджет. Кстати, когда мы рассматривали эту идею, то были опасения: не получится ли так, что, построив за свой счет электростанцию, резидент будет потом диктовать цену на электроэнергию? Но в энергетике цены контролируются тарифной комиссией, поднимать их по своему усмотрению инвестор не сможет. Тем не менее даже на этих условиях частная компания решила, что проект ей выгоден.

Еще один вариант - привлекать под инфраструктурные проекты в ОЭЗ кредиты Внешэкономбанка, которые будут выдаваться либо ОАО "Особые экономические зоны", либо инвестору.

Сумма "запросов" в ВЭБ уже просчитана?

По максимуму - это 100 млрд рублей до 2015 года. Цифра, скорее всего, еще будет корректироваться. Но мы уже подготовили перечень проектов, которые могут строиться с участием ВЭБа, и рассчитываем, что сам механизм такого сотрудничества запустим уже в этом году. А если модель создания инфраструктуры без больших бюджетных вливаний заработает, создавать особые экономические зоны можно будет в каждом регионе. У нас уже есть несколько заявок.

Еще одна антикризисная идея, которая прорабатывается РосОЭЗ, - передача бизнесу функций частных управляющих компаний в зонах. Такой проект мы планируем запустить в рамках нашего сотрудничества с рядом потенциальных инвесторов. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах существует 17 особых экономических зон, у них накоплен огромный опыт управления, и мы попытаемся использовать его, привлекая арабский бизнес в наши зоны.

И какие проекты заинтересовали арабских инвесторов?

Мы показали им все зоны. Пока они заинтересовались туристическими. Но мы надеемся, что со временем можно будет запустить и совместные проекты по технико-внедренческим зонам. Кроме того, мы договорились с арабскими коллегами, что они будут рекламировать российские зоны своим инвесторам, мы - своим. Конфликта интересов в этом случае не возникает, наши рынки не пересекаются.

Эти антикризисные решения помогут прежде всего государству. А новые идеи, которые поддержат в трудное время бизнес, есть? Или уже существующих льгот вполне достаточно?

Говорить сейчас о дополнительных преференциях в налоговой, таможенной сферах все-таки сложно. Но мы понимаем, что бизнес действительно испытывает проблемы с привлечением средств, продвижением своей продукции. В этом году агентство запустило специальную программу поддержки резидентов. Там много блоков, предусмотрена помощь в получении кредитов по доступным ставкам. Если идет речь о крупных инвестициях, вписывающихся в федеральные программы, мы от имени агентства можем обратиться в банк - ВТБ, Сбербанк, ВЭБ - и ходатайствовать о выделении кредитов. Ставки по кредитам в госбанках, как правило, весьма щадящие. Для малых инновационных компаний мы готовим отдельную программу кредитования через дочернюю структуру ВЭБа - банк РосБР. В ней будет несколько специальных продуктов - получение денег на приобретение оборудования, лизинг. По предварительным подсчетам, ставки в РосБР будут на 5-6 пунктов ниже рыночных. Сейчас в рамках господдержки выделены средства на поддержку малого бизнеса регионам. Мы договариваемся с ними, чтобы часть этих денег была направлена на поддержку резидентов. Еще один источник помощи - фонд поддержки инновационных предприятий, так называемый Фонд Бортника. Я уже говорил о нашем международном сотрудничестве. А оно предполагает в числе прочего и продвижение продукции наших резидентов за рубежом. Работа в этом направлении уже налажена с Сингапуром, Германией, Францией, Италией, Испанией и др.

На конференциях, которые проводило РосОЭЗ высказывались пожелания и по поводу корректировки законодательства. Вы их готовы поддержать?

Речь идет о внесении поправок в режим деятельности промышленно-производс-твенных, технико-внедренческих, портовых зон. По действующему закону для получения статуса резидента особой экономической зоны промышленно-произ-водственного типа необходимо осуществить капитальные вложения в сумме, эквивалентной не менее чем десяти миллионам евро. Но практика показала, что этот порог достаточно высок. Мы полагаем, что есть смысл снизить "планку" до трех миллионов евро. Тогда в ОЭЗ смогут заходить не только крупные, но и средние предприятия. Эти изменения будут особенно востребованы в зонах, где развивается автомобилестроение.

Нужны поправки и в законодательство по портовым зонам. Во время проведения конкурса мы пришли к выводу, что целесообразно располагать морской порт на нескольких земельных участках, объединенных одной акваторией, к примеру Мурманский порт - Западное и Восточное побережья. Проекты законов о внесении этих изменений в законодательство уже подготовлены. Надеюсь, они будут приняты.

Досье

Андрей Алексеевич Алпатов родился в 1963 году в городе Белая Холуница Кировской области. Окончил Московский энергетический институт (1986), аспирантуру Экономической академии (1995), докторантуру Высшей школы приватизации и предпринимательства (2000). С 1986 по 1990 год работал во Всесоюзном электротехническом институте им. В.И. Ленина в должности инженера, научного сотрудника, директора научно-технического центра. С 1991 по 1996 год работал в городе Кирове управляющим Вятской универсальной товарной биржи, инвестиционного, негосударственного пенсионного фонда. С 1996 по 1998 год - первый заместитель председателя Комитета по управлению имуществом Кировской области. С 1998 по 2000 год - очная докторантура Высшей школы приватизации и предпринимательства (докторант). С 2001-го по июль 2004 года - руководитель Департамента управления земельными ресурсами, заместитель министра имущественных отношений Российской Федерации. С июля 2004 года по июнь 2005 года - президент Межрегиональной саморегулируемой организации участников рынка земли и недвижимости (НП МСО "Земля и недвижимость").

В 2005-2007 годах - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В январе 2007 года назначен заместителем руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. В феврале 2008-го назначен руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования. Имеет квалификационные аттестаты аудитора и специалиста по ценным бумагам. В свободное время увлекается спортом, музыкой и туризмом.

Дословно

Эльвира Набиуллина, Министр экономического развития Российской Федерации:

- Мир столкнулся с беспрецедентным кризисом, экономика глобальна, все мы оказались в одной лодке, и поэтому возникла необходимость проведения серьезных, интеллектуальных дискуссий - таких, как международный форум в Санкт-Петербурге, на ключевые темы развития глобальной экономики.

факт

По состоянию на 1 мая 2009 года в особых экономических зонах зарегистрировано 173 резидента (24 - в промышленно-производственных зонах, 131 - в технико-внедренческих ОЭЗ, 18 - в туристско-рекреационных ОЭЗ). 54 резидента уже приступили к производственной деятельности, создано 7866 новых рабочих мест. Объем инвестиций резидентов ОЭЗ составил 19, 339 млрд рублей

кстати

Планируется, что к 2015 году заводы, научные центры и туркомплкесы, созданные в ОЭЗ, примут на работу более 50 тысяч человек. К 2025 году количество новых рабочих мест здесь возрастет в три раза. Объем производимых товаров и услуг достигнет 5 трлн рублей

справка

Сейчас в России строится 13 особых экономических зон: 2 - промышленно-производственного типа, 4 - технико-внедренческого и 7 - туристско-рекреационного. Объем заявленных частных инвестиций составил более 140 мдрд рублей. Это почти четвертая часть от всей суммы планируемых вложений бизнеса к 2015 году