Эксперты зафиксировали спад спроса на продукцию малого и среднего бизнеса

В целях реализации "Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года" Минэкономразвития РФ разработана Карта проекта "Развитие малого и среднего предпринимательства". Как известно, мировой кризис стал серьезным испытанием для сектора малого и среднего предпринимательства. Традиционно ориентированные на потребности внутренней экономики, компании этого сектора испытывают проблемы, вызванные "сжатием" потребительского спроса. Между тем малое предпринимательство по-прежнему остается реальной возможностью для многих россиян, оставшихся без работы, найти новое рабочее место и стабильный уровень доходов.

Помимо Минэкономразвития РФ участниками реализации проекта "Развитие малого и среднего предпринимательства" будут еще 12 ведомств. Уже определены бюджетные расходы и сформирован перечень мероприятий. В качестве основных целей реализации проекта выдвигаются две идеи: увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике и формирование их инновационно-производственной структуры.

Предполагается, что количество граждан, работающих в малых и средних компаниях, должно значительно возрасти (по отношению к занятому в экономике населению - в 2 раза, до 28%), а доля выпуска малых и средних компаний в ВВП увеличится в 1,5 раза (до одной трети ВВП). Помимо этого ожидается, что пойдет в рост и количество самих компаний малого и среднего бизнеса (на 1 тысячу человек - на 15%, до 11,4 компании). Такие показатели, считают эксперты минэкономразвития, невозможны без изменения отраслевой структуры и увеличения доли оборота предприятий неторговой сферы, в первую очередь в промышленности, строительстве, ЖКХ, услугах, инновациях и "социалке". Предполагаемое увеличение оборота неторгового сектора - с 28% до 50% (в ценах 2008 года - с 4 трлн рублей до 9 трлн).

Стоит отметить, что в экономически развитых странах основные показатели развития малого и среднего предпринимательства соответствуют 40% ВВП и 50% всего занятого в экономике населения.

Спад спроса на продукцию как основную проблему малого и среднего бизнеса сегодня отмечает половина всех респондентов мониторинга, проведенного организацией "ОПОРА России" и Торгово-промышленной палатой РФ. По мнению экспертов, обеспечение доступа малых компаний к государственному и муниципальному заказу - реальный шаг поддержки предпринимательства. Следущее, что предстоит сделать, было сказано на недавнем заседании, - это распространить на закупки государственных корпораций и естественных монополий требования законодательства о государственном заказе, включая квоты для малого бизнеса. По мнению главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, необходимо также использовать потенциал развития электронных аукционов: уже в этом году будут отобраны первые электронные площадки. Как свидетельствует статистика, именно при таком размещении заказа возможно наибольшее количество случаев участия малого предпринимательства.

Следующее направление деятельности - поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний, без этого рассчитывать на повышение их конкурентоспособности нереально. Дело в том, что такие компании, как правило, являются экспортерами продукции. Предполагается, что в ближайшее время целый ряд мероприятий будет направлен на поддержку данной группы малых и средних компаний. Речь идет о выплате ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и о более активном вовлечении торговых представительств РФ в реализацию программ содействия экспортерам.

В рамках программы поддержки малого предпринимательства субсидии уже получили свыше 400 компаний. К 2012 году их число планируется увеличить до 1000.

комментарий

Владислав Корочкин, вице-президент объединения предпринимателей "ОПОРА России":

- Российские предприниматели хотят жить, развиваться, заниматься импортозамещением... Но нужны четкие и ясные ориентиры со стороны государства, они, к сожалению, пока четко не определены. Хочется услышать конкретику: если в таком-то регионе вы будете развивать такие-то виды деятельности, то мы гарантируем, что налоги будут, к примеру, в два раза меньше, а поддержка, соответственно, в два раза больше, и т.д. Принцип успешного бизнеса - думай глобально, а действуй локально - применим к любым проектам программ, рассматриваемым сегодня правительством РФ.

Сегодня все предприятия нашего сектора сталкиваются с одними и теми же проблемами: административные барьеры, неадекватные системы налогов и сертификации, стоимость тарифов... Если, предположим, через три года компаний, которые занимаются экспортозамещением, станет 10 тысяч - для примера скажу, что в Китае их миллион, - тогда можно будет говорить об эффективности программы поддержки малого и среднего бизнеса государством, значит, она работает, а товары, которые мы производим, конкурентоспособны. У нас же в прошлом году всего 124 предприятия, занимающихся экспортозамещением, получили поддержку от государства. И это ничтожно мало.