Как выяснилось, самой жизнерадостной на "Кинотавре" оказалась статистика.
Несмотря на кризис, открытый российский кинофестиваль состоялся и прошел без каких бы то ни было финансовых и организационных эксцессов. Аккредитовано на нем было чуть меньше двух с половиной тысяч человек. Прессы - четыреста человек. Участников основной программы большого конкурса - 110 человек, гостей фестиваля, прибывших в Сочи за счет "Кинотавра", - 145 персон плюс все остальные, приехавшие за свой собственный счет.
Но что касается тематики конкурсной программы, то здесь ни одного позитивного фильма, который можно было бы со спокойной совестью порекомендовать друзьям для просмотра, найти не удалось. Не потому, что плохо искали или невнимательно смотрели. А потому, что мировой кризис на дворе и всемирная депрессия на сердце.
В фильме "Кислород" Ивана Вырыпаева нам рассказали речитативом и в клиповой стилистике, как легко убить лопатой надоевшую некрасивую жену только потому, что на пути повстречалась симпатичная девушка, пообещавшая более кислородное общение.
Нас как зрителей материли на чем свет стоит в "Волчке" Василия Сигарева, объектом художественного изображения сделавшего мать-алкоголичку с лексикой, как у инфузории туфельки, ненавидящую всеми фибрами души свою дочь, свою жизнь и судьбу, и свои чувства выражающую в лучшем случае с помощью междометий.
В фильме "Я" еще одного молодого режиссера Игоря Волошина нас мучили живописными картинами сумасшедшего дома, в который герой отправился в поисках свободы... спрятаться от армии. И в его вменяемости действительно можно было усомниться, потому как менял он шило на мыло: армию на такой дурдом, после которого и солдатом не станешь, и прежним человеком никогда не будешь.
Нам подарили луч надежды в "Миннесоте" Андрея Прошкина, но в самый счастливый момент загнали героя под колеса самосвала, как раз тогда, когда он мчался к своей лучшей жизни.
В фильме "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина наш слух испытывали децибелами крика больной бабушки, своей любовью и заботами, помноженными на расшатанные нервы, превратившей внука уже в пять лет в законченного неврастеника и маленького старичка.
Но самая страшная метафора нас ожидала в "Сумасшедшей помощи" Бориса Хлебникова - фильме о том, что в огромном мегаполисе добротой и отзывчивостью к чужим бедам может обладать только сумасшедший. Обреченный на смерть как подвид остальных обитателей большого города...
"Депрессивные тенденции" фестиваля программный директор Ситора Алиева прокомментировала так:
- Мы являемся мировым зеркалом общей ситуации. Я регулярно последние 19 лет бываю на всех фестивалях в Европе, которые имеют национальный фокус, и на последнем фестивале в городе Гдыня после 35 просмотренных фильмов я решила выброситься в Балтийское море - так мне стало плохо. Я вдруг поняла, что мы абсолютно в европейском контексте и ничем не отличаемся по степени депрессивности от поляков, немцев, венгров или англичан.
- Слава богу, Ситора не выбросилась в Балтийское море и имела возможность собрать на "Кинотавре" депрессивное российское кино, - заявил председатель попечительского совета фестиваля Александр Роднянский. - Но все это имеет отношение к кинематографу, а не к состоянию дел в индустрии. Другой интересный вопрос: что владеет умами молодых и не очень кинематографистов, почему они делают такое кино? Вот в этом любопытно было бы разобраться. Но это точно не проблема фестивальной комиссии. Что касается меня лично, я люблю некорректное кино - жесткое, депрессивное, разное. Меня волнует только одно: это по-настоящему искренне, это мужское протестное кино или это бизнес-модель, за которой даже в очень интеллигентном и симпатичном исполнении нет настоящей страсти? Я не люблю игру в протест. Что касается фестиваля - то, чем гордится его создатель Марк Рудинштейн: необычайно высоким коэффициентом коммуникабельности, - в этом смысле "Кинотавр", конечно, уникален. Когда в рамках одной гостиницы с ее кафе и ресторанами несколько тысяч человек и более двух тысяч единовременно имеют возможность общаться друг с другом. Иногда назойливо и неприятно, но всегда свободно. И в этом смысле фестиваль, безусловно, состоялся.
Сергей Снежкин, режиссер фильма "Похороните меня за плинтусом":
- Книга Павла Санаева написана про себя самого, а я снимал фильм про бабушку. Чем дальше от конкретной семьи, тем ближе к искусству. Для меня мальчик - повод, а интересны бабушка и все, исходящее от нее. Для меня она - это зачитанный до дыр учебник истории. Знаете, я точно понял, что старость - это не дряблость мышц и не больные кости, а это когда начинаешь учить всех на своем опыте.
На съемках я вставал утром и был абсолютно счастлив. Какая у меня была операторская группа! Я уже не говорю про актеров, у меня снимались Светлана Крючкова, Алексей Петренко, я был абсолютно счастлив... Сорок лет тому назад до наших съемок Светлана Крючкова и Алексей Петренко сыграли в гениальном фильме "Женитьба" по Гоголю, потом актерская жизнь их развела, они более не виделись, и вот у нас они встретились на площадке.
Борис Хлебников, режиссер фильма "Сумасшедшая помощь":
- Всегда очень страшно и неприятно формулировать какие-то вещи. В кино это в принципе вредит - формулировать. Мы рассказывали историю о том, что был такой человек, который делал кучу глупостей, шумел, дочке тяжело было с ним, потом бах - и его не стало. И двум людям (дочери и его новому случайному знакомому. - Прим. ред.) очень одиноко без него стало. Мы принципиально не хотели называть этого героя сумасшедшим. Да, это подразумевалось, но ни в коем случае мы это не хотели играть - определенно. Нам хотелось, чтобы это был просто советский инженер. Хотя я общался с врачом-психиатром, узнавал, как это происходит, изучал подробно... Максимум, что мы формулировали для себя, - то, что наша история не московская, а просто история мегаполиса, где несоразмерна жизнь людей и огромного города, и они в какой-то момент начинают враждовать.
Анна Михалкова, актриса, продюсер, исполнительница роли дочери в фильме "Сумасшедшая помощь":
- Вы заметили, я обычно в эпизодах играю... Нигде я не выглядела так жалко, как в этом фильме. Я на премьеру специально надела вечернее платье, чтобы был хоть какой-то контраст. Мне хотелось, чтобы люди меня запомнили не только в таком жалком виде. Когда мне подбирали костюм, по какому-то странному стечению обстоятельств примерка проходила в театре, зрителями была вся съемочная группа. Меня одевали, я выходила, и дальше все падали от смеха, и чем ужаснее это было, как мне казалось, тем больше им нравилось.
Конечно, моя героиня одинока. Это одна из тех женщин, которые на каждом пальчике носят по колечку, а на шее - тоненькую цепочку, и на обед в ресторан ходят обязательно с кошельком...
Лауреаты "Кинотавра"
Гран-при фестиваля "Кинотавр" получила картина "Волчок", снятая известным драматургом Василием Сигаревым.
Эта же картина получила приз "За лучший сценарий".
Приз за лучшую режиссуру вручен Ивану Вырыпаеву, снявшему картину "Кислород".
"Лучшую мужскую роль" получил Борис Каморзин (фильм "Сказка про темноту" Николая Хомерики).
"Лучшая женская роль" досталась Яне Трояновой за дебютную работу в фильме "Волчок".
Лучшая музыка, по мнению жюри, была в картине "Кислород".
Приз за лучшую операторскую работу получил фильм "Я".
Спецдиплом жюри фестиваля получил Алексей Мизгирев за картину "Бубен, барабан", в которой снялись известные актрисы Наталья Негода и Елена Лядова.