Продажи автомобилей в России упали на 58 процентов
В мае продажи новых автомобилей упали на 58%, или на 161,5 тыс. по сравнению с тем же периодом 2008 года. Снижение продаж за пять месяцев 2009 года - 47%, или 574 680 машин. Такие данные приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В мае наиболее резко упали продажи Volvo (-91%), Hyundai (-77%), Land Rover (-73%), Mitsubishi и Honda (по -71%). Эксперты ожидают дальнейшего падения продаж и говорят, что итоговый годовой спад в 40% будет оптимистичным сценарием.
Правительственная программа поддержки продаж пока ситуацию не исправила. В мае, когда кредиты со льготными ставками выдавали все три государственных банка - Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк, продажи российских "Лад" упали еще больше, чем в апреле. Так, продажи наиболее популярной Priora в апреле снизились на 16%, а в мае - на 33%, второй по популярности - Samara - на 46% в апреле и 59% в мае. У российской "классики" снижение продаж также не остановилось: 70% в апреле и 66% в мае.
"Правительственная программа поддержки до сих пор не смогла остановить падение продаж и изменить тренд к лучшему, - подтверждает вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. - Мы считаем, что необходимо увеличить объем выделенных средств, допустить к участию все автомобили российского производства, как можно быстрее увеличить ценовой порог с 350 тыс. до 600 тыс. рублей и допустить большее количество банков к участию в программе".
Того же мнения придерживается и минпромторг, считая, что с нынешней динамикой выдачи намеченные 150 тыс. кредитов в 2009 году выдать не удастся. К 4 июня граждане подали 21 815 заявок на льготный кредит, а получили только 10 698 кредитов (основную массу займов выдал Сбербанк, на порядок меньше - ВТБ 24 и совсем немного - Россельхозбанк). То есть за оставшиеся семь месяцев надо выдать около 140 тыс. кредитов. В минпромторге считают, что необходимо срочно скорректировать саму программу и дополнить перечень автомобилей. Соответствующие предложения в мае были направлены в правительство. В минпромторге надеются, что поправки будут утверждены в июне и приняты будут все предложения министерства. То есть первоначальный взнос по кредиту будет снижен с 30 до 15%, срок кредита увеличен с двух до трех лет, максимальная цена автомобиля вырастет с 350 тыс. рублей до 600 тыс. , и к госавтокредитованию будут допущены банки с собственным капиталом на 1 апреля 2009 года не менее 70 млрд рублей. Последнее ограничение вызывает недоумение, поскольку этому требованию соответствует только один дополнительный банк - Газпромбанк (данные "Интерфакс-100"). Это существенного прироста выдачи не даст. Если бы планка по капиталу была снижена до 60 млрд, к программе мог бы подключиться Банк Москвы. Если до 50 млрд - в программу вступают Альфа-Банк, ЮниКредит Банк и Райффайзенбанк.
Перечень автомобилей пока не называется, однако некоторая информация уже просочилась в прессу. Вероятнее всего, список программы дополнят "Волга Сайбер", "Газель", "УАЗ Патриот", "Хантер" во всех модификациях, микроавтобус "УАЗ" ("буханка"), Skoda Fabia и Skoda Octavia.
Кроме того, под программу попадают практически все Ford Focus и более дорогие модификации Chevrolet Niva.
Вряд ли в новый перечень войдут Hyundai Accent и Chevrolet Lacetti, поскольку ни ТагАЗ, ни "Автотор" не взяли на себя обязательства по локализации. А раз они не хотят ежегодно сокращать перечень ввозимых комплектующих, налаживая их производство в России, государство не желает включать их продукцию в льготную программу кредитования.
Спрос на автомобили продолжает падать
Все об автомобилях - в Автопроекте РГ