Владимир Ивин: Выгоды от введения единого таможенного тарифа

На прошлой неделе Россия, Казахстан и Белоруссия одобрили проект единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза трех стран. Некоторые эксперты опасаются, что понижение тарифа может нанести ущерб инвестиционным проектам, реализуемым в трех странах. О том, как будет работать бизнес в общем экономическом пространстве, "РБГ" беседует с начальником Аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимиром Ивиным.

- В чем необходимость создания Таможенного союза?

- Мировая история доказывает, что интеграционные экономические объединения всегда выгодны. В зависимости от складывающейся политической обстановки такие союзы формируются на разных принципах.

Еще в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, позже - Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

- Есть ли примеры удачно работающих таможенных союзов в мире?

- Таможенный союз - это проверенная временем форма интеграции. В 1968 году начал функционировать Таможенный союз в Европе. В прошлом году отмечалось его сорокалетие. Из них двенадцать лет Европа потратила на то, чтобы унифицировать пошлины и тарифы, снять внутренние границы. Еще двадцать лет убирали шероховатости.

Лишь в 1993 году (в год 25-летия) было заявлено, что процесс формирования Европейского таможенного союза в целом завершен. Успешно работает Таможенный союз США, Канады и Мексики. Участницами Центральноамериканского общего рынка с 1961 года являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор. Арабский общий рынок с 1964 года объединяет Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию.

- Какие страны войдут в нынешний союз и когда он заработает?

- Россия, Белоруссия, Казахстан. Киргизия выразила желание также войти в союз. 9 июня Межгоссовет ЕврАзЭС этот вопрос рассмотрел положительно.

Формирование Таможенного союза - длительный процесс. Руководители трех стран полны решимости "запустить" практическую работу Таможенного союза с начала следующего года. Поэтому к 1 января 2010 года закончится подготовительный период и будет принят ряд серьезных решений по базовым принципам формирования и функционирования союза. Потребуется еще минимум два года для первого этапа создания Таможенного союза. В первую очередь для этого надо принять единый таможенный тариф, сформировать единую систему мер нетарифного регулирования, сертификации, лицензирования, квотирования. Очень важно согласовать иные виды государственного контроля - транспортный, ветеринарный, фитосанитарный, налоговый. Необходимо принять Таможенный кодекс Таможенного союза - главный документ для таможенников и участников внешнеэкономической деятельности. Кодекс предполагает единообразное применение таможенных норм и правил на всей территории Таможенного союза. Еще один серьезный момент - решить, как взимать пошлины по единому тарифу и распределять их по национальным бюджетам.

- Значит ли это, что государство будет получать суммы от таможенных сборов меньше, чем сейчас?

- При возможных потерях от таможенных платежей можно получить значительные выгоды в вопросах налоговых платежей, поступлений в социальные и пенсионные фонды и т.д. Идет работа над формированием механизма взимания пошлин. 9 июня Россия, Казахстан и Белоруссия одобрили проект единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза трех стран. Не позднее октября сего года кропотливая работа над Таможенным кодексом должна быть закончена. Приходится преодолевать различия, которые накопились в национальных законодательствах. Например, не совпадают списки подконтрольных товаров, в том числе в части товаров, которые могут являться наркотическими, психотропными и сильнодействующими веществами, их компонентами и производными. Есть различия в списках запрещенных к перемещению редких животных и растений. В странах действуют разные ставки налогов, в т.ч. НДС. Например, в Белоруссии НДС выше, чем в России, а в Казахстане - ниже. Существенно разнятся сроки возврата НДС. Если с Беларусью наши позиции достаточно близки, поскольку мы уже более 10 лет живем в рамках Союзного государства, то с Казахстаном различий больше. Кроме того, не все международные конвенции подписаны тремя странами. Есть и различия в организации таможенного дела. Так, в России таможенная служба подчиняется правительству, в Казахстане она входит в состав министерства финансов, а в Белоруссии ряд вопросов применения таможенного дела регулируются президентом.

- Какие согласования прошли на последнем заседании Межгоссовета ЕврАзЭС?

- Основное внимание было уделено согласованию этапов и сроков создания нормативно-правовой базы Таможенного союза. Одобрен проект единого Таможенного тарифа, определена система мер по введению его в действие. Принят ряд базовых соглашений в области нетарифного регулирования, в том числе соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран; соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

- Некоторые эксперты опасаются, что понижение таможенного тарифа может нанести ущерб инвестиционным проектам, реализуемым в трех странах.

- Если речь идет о пошлинах в пять - семь процентов, они не имеют серьезного влияния на инвестиции. Пошлины такого уровня носят фискальный, а не регулирующий характер. Для инвестиционной деятельности больше важны налоговые льготы: НДС, налог на прибыль, налоговые каникулы, сроки амортизации. Таможенный союз - прежде всего экономическая категория, направленная на усиление кооперации предприятий наших стран, создание общего рынка и облегчения движения по общей территории товаров, услуг, финансов, технологий и граждан. Еще со времен Советского Союза у нас сохраняются тесные кооперационные связи. Если мы и потеряем что-то на пошлинах, то сможем добрать в другом, в т. ч. за счет повышения целенаправленной инвестиционной активности.

- Почему у нас восстановлен таможенный контроль на границе с Белоруссией?

- В 1990-е годы решались вопросы скорее по созданию зоны свободной торговли. Тогда мы не подошли к самым главным принципам Таможенного союза - единым тарифам, единой торговой политике, единому механизму взимания и распределения таможенных платежей. Не решенные в тот период вопросы предопределили необходимость после трехлетнего перерыва восстановить в 1998 году таможенное оформление и отдельные формы таможенного контроля на административной границе между нашими государствами.

Следует подчеркнуть, что в отношении товаров, перемещаемых в рамках взаимной российско-белорусской торговли, таможенного оформления и таможенного контроля нет. Такой контроль осуществляется только в отношении товаров третьих стран.

- Таможенный союз - это более высокий тип интеграции, нежели зона свободной торговли?

- Зона свободной торговли действует в рамках СНГ. Она направлена на создание общего рынка для стран, входящих в эту зону. В зоне свободной торговли происходит облегчение взаимной торговли, но у каждого государства остается право регулировать взаимоотношения с третьими странами, в том числе применяя льготные режимы и систему преференций, или, наоборот, вводя запреты и ограничения, самостоятельно выстраивать свою торговую политику с другими странами и вступать в торговые союзы. При таможенном союзе каждая страна добровольно делегирует часть своих суверенных прав единому наднациональному органу. Члены Таможенного союза как единое экономическое сообщество выстраивают свою таможенно-тарифную и торговую политику в отношении иных стран, которые в Таможенный союз не входят. Единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении третьих стран являются определяющими моментами для Таможенного союза.

Исходя из принципиальных различий Таможенного союза и зоны свободной торговли, нам предстоит унифицировать наши отношения с внешним миром. У России имеются порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40. По этим договорам обязательства по отношению к одним и тем же странам у нас разные. Предстоит проделать большую работу по становлению единой торговой политики. Это очень важный и необходимый этап.

- Один из основных моментов работы Таможенного союза - тарифы. Какой процент тарифов согласован? Каких областей этот процесс не коснется?

- Есть ряд товаров, которые на первом этапе формирования Таможенного союза выведены за рамки обсуждения. Военно-техническое сотрудничество - один из этих вопросов. В этот список попала и энергетика, регулирование рынка драгметаллов и драгкамней.

Тарифы обсуждаются уже два года. Каждая из трех стран была на разных этапах интеграции друг с другом. У нас с Белоруссией тарифы сближены существеннее, нежели с Казахстаном. Примерно из одиннадцати тысяч позиций несогласованными оставалось менее пяти процентов. Принципиальные разногласия имелись всего по пяти - восьми позициям. Стороны не ставят эти проблемы в качестве непреодолимых препятствий. Уверен, что к моменту утверждения и вступления в силу Единого таможенного тарифа эти последние расхождения будут устранены.

Динамика грузопотоков по территории ЕврАзЭС