Со скандалом покидает свой пост директор одного из лучших лицеев Челябинской области

Директор физико-матема­тичес­кого лицея №31 Александр Попов, один из авторитетнейших педагогов Челябинской области, увольняется. Новость продолжают обсуждать в Челябинске даже те, кто не имеет отношения к системе среднего образования.

Необычный директор

Александр Попов - не просто заслуженный учитель России, руководитель ведущего физико-матема­тического лицея Челябинска, где он проработал в общей сложности 23 года (более 20 - директором). Он создал учебное заведение, которое стало Меккой молодых талантов. С 1997 года лицеисты завоевали 12 медалей на Всемирных олимпиадах по математике, физике, естественным наукам. Многие выпускники без проблем поступали в ведущие технические вузы столицы, получали высокооплачиваемую работу за границей.

Ученик Попова, учитель физики 31-го лицея Иван Иоголевич стал лучшим учителем России 2005 года.

Александр Попов - автор нескольких книг. Если коротко, это творческий человек, любитель эстравагантных идей и смелых экспериментов, а главное - талантливый педагог и организатор.

Уговорный процесс

Что же заставило такого человека написать заявление об уходе? В Челябинске говорят всякое. Говорят, например, "зашкалили" эмоции.

- Мне уже приходилось слышать такие комментарии,- говорит Александр Евгеньевич. - Дескать, я и учитель физкультуры просто не сошлись характерами. Но это же ерунда! Смотрите (Попов кладет на стол бумаги): это заявление учеников о том, что он не присутствует на уроках, необоснованно выставляет оценки. Вот заявление родителей, которые опасаются, что дети, предоставленные сами себе, могут получить травмы. А есть еще анализ урока физкультуры методистом, где зафиксированы недостатки преподавания. Когда это все сошлось в "одной точке", я вызвал преподавателя и предложил ему уволиться по собственному желанию…

А на следующий день меня пригласил на беседу начальник городского управления образования Александр Кузнецов. Александр Игоревич стал меня уговаривать не увольнять учителя, поскольку он дает уроки тенниса каким-то большим начальникам. Все это прекрасно, но я-то здесь при чем? Почему я должен менять свое мнение, если все факты, имеющиеся в моем распоряжении, говорят о том, что уроки физкультуры проводились непрофессионально?

По словам Попова, на уговоры в администрацию по этому поводу он ходил шесть раз.

- Но я не тот человек, - говорит Александр Евгеньевич, - которого можно так просто сломать. Я 20 лет работал директором, и никто мной так не командовал: не указывал, кого брать на работу, а кого увольнять. Поэтому для себя я твердо решил - ухожу! Заявление Кузнецовым уже подписано.

Нечастный случай

Попов уверен: то, что произошло с ним, - не частный случай.

- Я общаюсь с другими директорами и слышу: одного заменили, другого порекомендовали,- говорит Попов. - Подобные кадровые перестановки в нашей системе образования - обычное дело. Рекомендации сами по себе - это, может, и неплохое дело. Но если, скажем, директор хорошо работает, то нельзя его заменять только потому, что кому-то из чиновников захотелось пристроить родственника. Или, скажем, выигрывает учебное заведение грант в несколько миллионов. Старого директора снимают и ставят нового - "своего". Из того же ряда - история с учителем физкультуры. Проблема в том, что, поступая так, мы забываем про профессионализм. А его нехватка - главная проблема не только образования, но и всех сфер деятельности в нашей стране.

На начальника городского управления образования Попов по большому счету не в обиде:

- Кузнецов - приятный, открытый человек. Просто у него, похоже, слишком много начальников.

Дело - сторона

На вопрос, на чьей он, начальник городского управления образования, стороне,  Кузнецов ответил:

- Да ни на чьей! Да, действительно, у Попова были претензии к учителю, но он должен быть их формализовать в законном порядке. Этого сделано не было. Я стою на стороне закона - вот и все.

По предположению Кузнецова, причиной громкого ухода директора лицея могла стать усталость, какой-то внутренний дискомфорт. Они-то, по-видимому, и не позволили Попову адекватно действовать в самой обычной, по мнению начальника управления образования, ситуации.

- У каждого директора подобных случаев - "вагон и маленькая тележка", - говорит начальник управления. - И все они так или иначе разрешимы. Александр Евгеньевич, склонный к экстраординарным поступкам, решил красиво уйти. Я долго уговаривал его остаться в нашей системе образования. Но нельзя же это делать бесконечно…

И впрямь это, наверное, бесперспективное дело - уговаривать человека остаться в системе, которая преспокойно перешагивает через тебя, несмотря на твои очевиднейшие заслуги.

Примерно так оценивают истинную причину конфликта родители учащихся 31-го лицея. Вот что, по их мнению, необходимо предпринять, чтобы избежать таких конфликтов в будущем и защитить лицей от кадровой деградации. "У администрации лицея, у родителей учеников ограничены возможности защиты интересов лицея и лицеистов,- говорится в письме родителей губернатору Петру Сумину, - в связи с тем, что лицей имеет прямое подчинение городской администрации, практически отсутствуют инструменты решения спорных образовательных, хозяйственных и кадровых вопросов между администрацией города и лицем. Мы уверены в том, что решение этой проблемы имеет значение не только для нашего лицея, но и для всей системы образования региона. Просим вас организовать рассмотрение вопроса определения особого статуса нашего и подобных учреждений".

Что будет завтра

Без дела Попов не останется. Он намерен работать в частной сфере. За его уроки родители готовы платить немалые деньги. Можно зарабатывать в полтора-два раза больше, чем в лицее, и при этом не тащить на себе ни административный, ни хозяйственный груз. Единственное, что для Попова пока не ясно, как быть с привычкой, выработавшейся почти за четверть века.

- Каждый день я пешком ходил по знакомой мне улице на работу, - говорит Александр Евгеньевич, - знал, что меня там ждут ученики, учителя. И вот теперь, выходит, ничего этого не надо. Что делать с этой привычкой, как жить дальше?

- Мы договорились, что Александр Попов доработает до 8 июля и передаст свои полномочия Ивану Иоголевичу, - говорит Александр Кузнецов.

Именно своему ученику и заместителю по науке Ивану Иоголевичу хотел бы передать лицей и сам Попов. К тому же он надеется, что на ученика "не будут так давить, поскольку он - депутат Законодательного собрания".

Выходит, все нормально? Нормально - жизнь продолжается! Но скажите - почему так грустно?

Как попасть в формат

комментарии

Иван Иоголевич, заместитель директора лицея № 31 по науке:

- Многие опасаются за судьбу лицея после ухода Александра Евгеньевича. Не могу себе позволить опасений, когда надо работать. Традиции у лицея сильные. Созданный в  1965 году как физмат-школа, он ни разу не менял своего профиля.  Даже в начале 90-х, когда было очень трудно, а многие говорили, что ни физики, ни математики стране не нужны. Поэтому будем развивать и укреплять эти традиции.

Есть, конечно, и проблемы, в том числе требующие решения на государственном уровне. Дело в том, что более 50 процентов наших выпускников уезжают в Москву и Санкт-Петербург, поступая в ведущие технические вузы. Многие потом остаются в столичных городах, уезжают за границу.

Выходит, что высокий уровень подготовки выпускников играет с нашим лицеем злую шутку. Ведь финансирование идет по линии субъекта РФ и муниципалитета. А отдача для города и региона получается не столь высокой, как хотелось бы. С другой стороны, наши выпускники успешны как в научной деятельности, так и в различных отраслях экономики, они работают на всю Россию и на родной Челябинск в том числе.

Поэтому я считаю, что лицею надо придать особый статус, который бы учел эти его особенности. В стратегии развития образования в РФ "Наша новая школа", разработанной по инициативе президента, одним из пунктов значится "распространение опыта физико-математи­чес­ких школ". Очень надеюсь, что в скором времени появится и пункт о государственной поддержке физматшкол, в том числе и лицея № 31 в городе Челябинске.

Марина Загидуллина, профессор Челябинского государственного университета, доктор филологических наук:

- Я вообще удивляюсь, как долго Александр Евгеньевич смог продержаться в системе нашего среднего образования, которой нужны прежде всего рядовые исполнители и которая выталкивает из своей среды неординарно мыслящих, творческих личностей.

Может быть, он тешил себя иллюзией, что благодаря харизме и авторитету ему удается быть успешным в этом противостоянии. Но события, связанные с его увольнением, показали, что это не так.  В образовании по-прежнему ценятся послушание и соответствие властной вертикали.

Все внешние обстоятельства, связанные с конфликтом директора и учителя физкультуры, на мой взгляд, имеют второстепенное значение. Попов явно "не попадал в формат" и рано или поздно должен был уйти.