Правительство опубликовало новый антикризисный план на 2009 год

В конце прошлой недели на сайте правительства опубликован окончательный вариант антикризисной программы на 2009 год. В ее основе - семь приоритетов.

Первый - в полном объеме выполнить социальные обязательства государства перед населением и развивать человеческий потенциал страны. Это, в частности, касается поддержки семей, которые наиболее пострадали от кризиса. В целом же будет усилена социальная защита россиян, их обеспечат необходимым объемом и качеством социальных и медицинских услуг. Расширяются антикризисные меры в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки в трудоустройстве. Также начнется модернизация пенсионной системы. Необходимую поддержку окажут и гражданам, покупающим жилье.

Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Здесь, например, государство готово напрямую входить в капиталы компаний, чтобы сохранить важнейшие производства. Но одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний.

Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары. На этом направлении важную роль будут играть государственные инвестиции и закупки в жилищном строительстве, на транспорте, в оборонке. Предусмотрены меры по защите внутреннего рынка и предоставление преференций отечественным производителям.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Расширяется поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.

Шестой приоритет касается формирования мощной финансовой системы как надежной основы для развития российской экономики. Предусмотрены меры, которые помогут сформировать устойчивый финансовый рынок, привлекательный для отечественных и иностранных инвесторов. Немаловажно и то, что государство будет создавать условия для активизации долгосрочного инвестирования. И, наконец, седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности. Это большое направление включает в себя меры, направленные на повышение устойчивости обменного курса рубля, на сокращение дефицита бюджета, снижение инфляции, сдерживание цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги ЖКХ.

компетентно

Александр Мурычев,

первый исполнительный президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

- Набор приоритетов, выделенных в программе антикризисных мер правительства, на мой взгляд, является вполне достаточным для сегодняшних условий. И очень важно, что в документе усилена часть, связанная с выходом из кризиса.

В тех документах, которые принимались раньше, был расписан предварительный план действий на 2009 год, а посткризисная часть была выражена гораздо слабее. Теперь же усилены моменты, направленные на стимулирование структурных преобразований и выхода экономики на инновационную модель. Конечно, такой переход не осуществится благими пожеланиями. Надо, чтобы у предприятий был интерес к перевооружению, покупке новых технологий, переподготовке кадров. А это создаст условия и для выпуска конкурентных продуктов.

Важно, что в разделе по поддержке отраслей промышленности обозначены пять ключевых отраслей. Распылять силы и средства сразу по всем направлениям мы сегодня не можем. Поэтому надо сфокусировать их на приоритетах, где мы всегда были традиционно сильны. А уже вокруг них будет формироваться инновационная среда и высокие технологии, которые придадут этим сегментам конкурентную способность. Ведь сегодня конкуренты из других стран активно теснят наши компании даже на традиционных направлениях. Так что отвоевать и сохранить свою нишу на рынке непросто. В то же время здесь надо искать новые подходы, предлагать уникальную продукцию. Есть страны, которые намного меньше России и по размеру территории, и по объему экономики, но бренды их компаний известны всему миру. У нас, за исключением сырьевого сектора, подобных примеров нет.

В программе отчетливо заявлена политика государства на укрупнение банков, и в таком документе она поставлена впервые. Понятно, что особенно сейчас нам действительно важно создать условия, чтобы банковская система могла "нарастить мускулатуру", стимулировать появление крупных игроков, способных конкурировать на международном рынке, предоставлять экономике "длинные" деньги. Но здесь важно соблюсти баланс и не уничтожить небольшие региональные банки. Сейчас уже прослеживается тенденция по сворачиванию инфраструктуры крупных банков в отдаленных регионах. В то же время существуют такие ниши, особенно в регионах, куда большие банки точно не пойдут. И чтобы они не оставались незаполненными, можно дать возможность работать по этим направлениям небольшим кредитным организациям. Например, выдавать таким банкам ограниченную лицензию на выполнение определенных видов операций, но параллельно смягчить для них нормативы Центробанка, скажем, по размеру капитала. То есть речь идет о специализации небольших банков. Они могли бы вести расчеты и платежи, выдавать кредиты в ограниченных объемах, заниматься валютными операциями. А вот операции с ценными бумагами, долгосрочные кредиты, открытие филиалов на сопредельных территориях, то есть деятельность, которая связана с большими рисками, лицензия предусматривать не будет. Конечно, право выбора, по какому пути пойти - увеличить размер капитала или отказаться от некоторых операций и получить ограниченную лицензию - останется в таком случае за самим банком. Но сейчас в нашем законодательстве такая специализация не предусмотрена, все банки работают по общим правилам. С другой стороны, надо совершенствовать законодательство по развитию небанковских кредитных учреждений, институтов микрофинансирования. Сейчас во втором чтении будет рассматриваться рамочный закон о кредитной кооперации, который даст возможность небольшим предприятиям формировать пулы заемщиков и кредиторов, открывать своеобразную "кассу взаимопомощи".

Очень важно также, что заявлено намерение государства в дальнейшем выйти из экономики. Но нужен порядок этого выхода. Думаю, правительству вместе с бизнесом уже сейчас необходимо начать разрабатывать такой регламент. Пока, правда, не понятно, из какой экономики государство будет выходить. Вполне возможно, что, с точки зрения стратегических интересов государства, в каких-то отдельных сегментах это присутствие может быть сохранено. Бизнесу важно понимать, какие это будут сегменты. А в остальных случаях выход должен происходить на рыночных условиях. Сейчас, например, появилось уже много государственных активов, некоторые из них оказались в собственности банков с госучастием. И возникла проблема их управления. Мы предлагаем схему, при которой банки могли бы выпускать под эти активы ценные бумаги и выводить их на рынок. Скажем, для продажи с определенным дисконтом. В то же время такие облигации могли бы приниматься Центробанком для рефинансирования. Это уже рыночное управление активами.

С другой стороны, эта мера будет способствовать оживлению, углублению финансового рынка страны. Пока же наш рынок ценных госбумаг, внутреннего долга развит довольно слабо. Когда после дефолта государство стало дистанцироваться от рынка госдолга, выход на внешние рынки фактически отдали на откуп госкорпорациям. И это, кстати, подхлестнуло рост частного долга - квазигосударственных заимствований. С учетом того, что внешний рынок сегодня по сути закрыт, настала пора развивать долговой рынок внутри страны. И вывод облигаций - одна из программ, которая может быть осуществлена. На рынке был бы спрос. Но бумаги надо делать привлекательными. И в то же время найти баланс, чтобы они не отбивали желание кредитовать.

Теперь о поддержке конкурентоспособных предприятий. Определено важное условие: кто получает госпомощь, должен за нее отчитываться. По такому пути пошли многие страны. Вообще, РСПП за системные меры поддержки. Но если оказывается поддержка отдельным предприятиям, то она должна предоставляться в режиме целевого использования. И помогать надо не каждому. Это тонкая развилка, потому что всегда срабатывает социальный фактор. Тогда как больше ресурсов нужно вкладывать в то, чтобы обеспечить достаточный спрос на внутреннем рынке. Необходимо поддерживать производственные звенья одной цепочки. А там, где низкий уровень менеджмента, применять механизм банкротства. Это правильное решение. Механизма банкротства бояться не надо, потому что на самом деле это очистительная мера. Но существует много подводных камней. Сейчас стали не редкость искусственные банкротства, потому что некоторые собственники пользуются таким механизмом для вывода активов и решения своих собственных проблем. Но, по сути, реальное банкротство дает шанс прийти на предприятие новому собственнику и оздоровить его, поставить на ноги. Проблема заключается в том, что на многих наших предприятиях производится некачественный, неконкурентный продукт. Нужна реальная диверсификация, структурная перестройка. Поэтому предприятиям, которые имеют программы техперевооружения, необходима поддержка государства в виде снижения или обнуления пошлин на ввоз продукции, оборудования аналогов которого не производится в России. Те же самые методы могут действовать и по поддержке экспорта - тех немногих "маяков", которые пока еще производят продукцию для внешнего рынка.

Наконец, очень важный приоритет - сохранение макроэкономической стабильности, в том числе и повышение доверия к рублю как средству сбережения. Но этого можно достичь только в том случае, если у нас будет сильная, устойчивая экономика, не зависящая от колебаний цен на нефть.