Телеэфир: Лучший фильм Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин"

ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ **** ЗВЕЗДА 10.45

Публицистический фильм Михаила Ромма, основанный на уникальных кинодокументах Третьего рейха. Последовательный анализ родовых черт фашизма, а также зерен, из которых он произрастает. Бездна ассоциаций с теорией и практикой советской власти, ее официальным искусством, ее эстетикой и этикой. Сегодня фильм воспринимается еще шире и вызовет множество параллелей с теориями и практикой клерикалов всего мира. Снайперски точный закадровый комментарий самого Михаила Ромма. В работе над фильмом - отборе материалов и создании сценария - участвовали также Майя Туровская и Юрий Ханютин. "Мосфильм", 1965.

ПИАНИСТ *** КИНОХИТ 14.30

Драма Романа Поланского о судьбах краковских евреев на их скорбном пути к газовым камерам. Но главная тема - изгибы массового сознания, всегда готового послушно повторять любую людоедскую максиму очередного политического безумца. Самое сильное впечатление производят даже не ужасы гетто, а массовая покорность судьбе: люди подобны овцам, которые послушно идут на унижения, а потом и на живодерню, все еще надеясь, что происходит недоразумение. Те же, кого пока не тронули, заискивают перед "сильными", готовы им услужить, радостно ощущая себя в зоне безопасности - призрачной и временной. Эта вечная человеческая мясорубка, перерабатывающая еще недавно разумное общество в стадо, - образ непреходящей силы и значения. В главной роли - Эдриен Броди. Великобритания, 2002.

МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН **** TV 1000. РУССКОЕ КИНО 19.00

Лучший фильм Алексея Германа. Провинциальный довоенный городок, коллективистская жизнь, невероятная скученность кадра: везде идут свои разговоры, они заглушают друг друга, но если мы сумеем включиться в эту жизнь, значит, включимся в жизнь 30-х. Люди блуждают в полутьме коммуналок, но верят, что насадят сад и успеют в нем погулять. Популярная фраза: "Я на тебя напишу!" Знак времени - люди в кожанках с бритыми головами и портупеями. Начальник угро Лапшин ловит банду Соловьева... В ролях: Андрей Болтнев, Нина Русланова, Андрей Миронов. Ленфильм, 1984.

КОМПАНЬОНЫ (A Prairie Home Companion) *** КИНОКЛУБ 19.00

"A Prairie Home Companion" - так называлась радиопрограмма, очень популярная в сельской Америке в 50-е годы. Она шла в прямом эфире и представляла собой концерт музыки кантри в зале театра "Фитцджеральд" - с публикой, конферансье и шуточками. А потом театр переоборудовали в кинотеатр, программу закрыли, и последний фильм Роберта Олтмена ностальгически о ней вспоминает, как бы восстановив старое шоу с новыми исполнителями. В сущности, это концерт в стиле кантри с абсолютно неотразимыми исполнителями (среди них Мерил Стрип и Лили Томлин). Из прежних участников шоу жив, действует и снялся в фильме, играя сам себя, его ведущий Гэррисон Кейллор. Впрочем, русский дубляж уничтожил картину на корню: представьте себе концерт, все песни которого старательно переводят, заглушив музыку! Если для телепоказа выбран этот вариант - лучше не портите себе настроение. США, 2006.

ПОСЛЕСЛОВИЕ *** КУЛЬТУРА 21.20

Драма Марлена Хуциева. Андрей Мягков в дуэте с Ростиславом Пляттом, который играет старого человека, приехавшего к дочери в Москву и коротающего дни с тестем. В их разговорах мы услышим совершенно пророческие предвидения автора фильма (сценарий Марлена Хуциева) о сломавшемся времени, о пропасти, которая разверзлась между поколениями и в которую обречена скатиться страна. "Мосфильм", 1983.

**** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если есть свободное время, * - лучше погулять