Проект Водной стратегии РФ, уже согласованный с минприроды, минсельхозом, минтрансом, минэнерго и минэкономразвития, компании, реально занимающиеся водоснабжением и водоочисткой, как и профильные НИИ, пока не видели. Хотя именно им придется воплощать ее в жизнь и именно от них будут в конечном счете зависеть качество и доступность питьевой воды для населения.
Между тем ситуация с водоснабжением качественной питьевой водой в России критическая. По данным председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Комаровой, низкое качество питьевой воды связано с высоким уровнем загрязнения водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, недостаточно эффективной технологией водоподготовки, вторичным загрязнением воды в процессе транспортировки до конечного потребителя.
Анализ проб воды из водоемов, используемых для питьевого водоснабжения, показывает, что в среднем около 30% проб по санитарно-химическим и около 25% по микробиологическим показателям опасны для здоровья человека. Не соответствует санитарным нормам (в среднем по стране) состояние 40,3% открытых водоемов (из которых поступает 67% питьевой воды) и 17,2% - подземных. "Цена" экологического неблагополучия составляет 350 тысяч человеческих смертей в год. Материальный ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной питьевой воды в целом по РФ оценивается почти в 34 млрд рублей в год.
Проблему усугубляет тот факт, что действующие до сих пор нормативные документы по питьевому водообеспечению населения и качеству водопроводной воды, пусть и не идеальные, будут отменены в следующем году, с вступлением в силу техрегламента "О безопасности питьевой воды" в соответствии с законом "О техническом регулировании". Однако этот техрегламент распространяется только на питьевую воду. А исходные воды природных источников питьевого водоснабжения и очищенные сточные воды, сбрасываемые как в системы коммунальной канализации, так и в природные водоемы - источники питьевого водоснабжения, не рассматриваются как объекты техрегулирования. Между тем для специалистов очевидно, что качество питьевой воды и ее безопасность для здоровья людей обусловлены составом исходных природных вод и факторами, влияющими на их состав, в том числе составом и объемами сточных вод, сбрасываемых промпредприятиями, эффективностью их очистки и нормированием их сброса в природные водоемы - источники питьевого водоснабжения.
"Основное загрязнение - это загрязнение водного объекта, из которого берется питьевая вода. Причем каждый объект характеризуется определенными загрязняющими веществами в зависимости от особенностей региона. Техрегламент нормирует содержание в питьевой воде 88 веществ, осуществление контроля за которыми невыполнимо практически ни для какого водоканала России. Но на качество воды могут оказать влияние десятки тысяч загрязняющих веществ различной природы. В водный объект могут сбрасываться вещества, которые в этот перечень не входят, и тогда на их наличие проверять воду никто не будет, - объясняет профессор кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Валерий Мазаев. - Здесь нужен региональный подход. Необходимо в каждом конкретном случае определять, что именно сбрасывается в каждый данный водный объект, и формировать перечень загрязняющих веществ, которые свойственны региону".
Региональный подход необходим еще и потому, что в России много населенных мест, где воды питьевого качества нет вообще. "В Ростовской области вода содержит стронций, железо, соли жесткости. В некоторых районах Удмуртии в воде стронция вдвое больше нормы. В Саранске содержание фтора в источниках водоснабжения превышает нормативы в 4-5 раз. В Щекино в воде - вся таблица Менделеева: литий, фтор, хлор и проч., в Тюменской области в воде кремния содержится значительно выше нормы. Кроме того, многие водозаборы открыты, и загрязнения проникают сверху. Что касается подземных вод, то их состав тоже непостоянен. Горизонт, из которого постоянно забирается вода, может исчерпаться, и тогда в водозабор будет поступать вода из других зон", - говорит заведующий сектором водоочистного оборудования НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды (НИИ КВОВ) Владимир Корабельников.
Кто и какими средствами будет добиваться соответствия воды в этих регионах нормам безопасности - большой вопрос. Дело в том, что сейчас за качество питьевой воды в каждом городе и поселке отвечают глава администрации и местный водоканал, как правило, муниципальный (согласно закону о местном самоуправлении). Как считает директор НИИ КВОВ Артем Гнипов, водоканалы поставлены нынешним законодательством в такие условия, что порой физически не могут обеспечить возложенные на них функции. Формально основным законом, регулирующим их деятельность, пока является Водный кодекс РФ. Но реально существует около 12 федеральных ведомств, издающих на свое усмотрение нормативные акты, согласно которым можно влиять на работу водоканалов, предъявлять определенные требования по качеству очистки питьевой воды, сточных вод, сбрасываемых в водоемы. При этом подзаконные акты зачастую никак не связаны друг с другом, их разработка ведется без согласования даже между самими ведомствами. Единого правового поля в отрасли не существует, и при возникновении конфликтных ситуаций нет головной инстанции, куда можно было бы обратиться за разъяснениями.
Проследив логику законодательных инициатив некоторых министерств, можно обнаружить, что согласно предложенным ими и уже действующим документам легко парализовать работу многих бедствующих водоканалов. Например, наложив колоссальные штрафы. На фоне хронического недофинансирования в такой ситуации руководство предприятий теряет стимулы к работе.
А ведь чтобы выполнить условия упомянутого техрегламента, нужно содержать на балансе мощнейшую лабораторию. "Сейчас нам навязывают контроль за сотней показателей, а держать лабораторию водоканалам дорого, да и специалистов нет. А если есть, то работают за копейки, - говорит Владимир Корабельников. - В маленьких городах начальники лабораторий вынуждены подрабатывать на рынке ветврачами. В коммунальной отрасли вообще денег мало, чтобы техрегламент заработал, нужны огромные финансовые вливания".
Деньги, впрочем, обещают. В ближайшие годы минрегион намерен активизировать реформу ЖКХ в тех сферах, где она пока движется медленнее - прежде всего в сфере водоснабжения и водоотведения, - путем привлечения эффективных частных операторов. По словам министра регионального развития Виктора Басаргина, в 2009 году муниципалитеты могут рассчитывать на федеральную поддержку в сфере ЖКХ только при наличии у них утвержденной совместно с субъектами Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, включающей перспективные схемы развития водоснабжения и водоотведения. Кроме того, для получения федеральной поддержки муниципалитеты должны будут разработать финансовые модели расчета критериев доступности тарифов для потребителей и инвестиционные модели развития инфраструктуры.
Решить проблему власти пытаются и за счет ФЦП "Чистая вода", средства на финансирование которой должен выделить федеральный центр. Однако в текущем году по России ее финансирование в связи с кризисом было урезано с 7,4 миллиарда рублей до 647 миллионов. Во многих регионах реализация программы приостановлена. Впрочем, специалисты считают, что оно и к лучшему. Напомним, что программа, в частности, предусматривает повсеместное внедрение фильтров для воды или использование бутилированный воды как альтернативного питьевого источника в регионах, где есть перебои в водоснабжении. В рамках проекта "Чистая вода" провозглашена идея разделения водопроводной воды на "чистую" и "грязную": по мнению разработчиков, поскольку питьевой воды человеку требуется всего несколько литров в день, нет смысла доводить до питьевого качества воду, которая используется на гигиенические и хозяйственные нужды. Достаточно ее обеззараживать с помощью имеющихся технологий, а в каждом подъезде установить по фильтру для доочистки.
Однако, как объясняет Владимир Корабельников, чтобы фильтры работали, вода, которая через них проходит, должна быть питьевого качества, причем первичная очистка должна быть централизованна. Кроме того, установка новых дополнительных трубопроводов для технической воды и локальных фильтров на весь жилищный фонд выйдет намного дороже, нежели применение самых совершенных систем очистки воды на водозаборе. А денег на это нет и в ближайшее время не предвидится.
Эти проблемы не мешают России готовиться к международному форуму "Чистая вода", который пройдет в Москве 24-25 ноября 2009 года. Основными темами предстоящего Форума заявлены: достижение международного лидерства в области использования, охраны и управления водными ресурсами через инновационное развитие водохозяйственного комплекса; привлечение финансирования для модернизации и развития водной отрасли в условиях экономического кризиса, модернизация и строительство производственной инфраструктуры водохозяйственного комплекса с учетом передовых мировых достижений; совместное использование и освоение водных ресурсов России, возможности экспорта чистой воды в страны с ограниченным водообеспечением; охрана и восстановление водных ресурсов России до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, проблемы защиты и охраны водных экосистем. Возможно, на предстоящем форуме удастся хотя бы приблизиться к решению проблемы обеспечения доброкачественной питьевой водой населения и нашей страны.
Справка
По данным доклада ООН "О состоянии водных ресурсов мира", к 2050 году около 2 млрд человек в 48 странах мира будут испытывать дефицит в водных ресурсах, а водообеспеченность 46 стран уже ниже критического уровня (1700 кубометров на человека в год). Из-за загрязнения водных объектов и отсутствия доступа населения к централизованным системам водоснабжения и канализации ежегодно в мире от кишечных заболеваний умирают 2,2 млн человек, более 50% больничных мест в мире заняты пациентами, страдающими болезнями, вызванными употреблением некачественной питьевой воды.