В июле в особой экономической зоне Алабуга в Татарстане будет открыт новый завод по производству тканей, которые используются в оформлении автосалонов.
А в будущем на площадке алабужской ОЭЗ планируется построить первый парк, где станут выпускать детали для авто российского производства, рассказал вчера глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов.
За проектирование парка автокомпонентов готов взяться частный инвестор. Раньше его планировали возвести за счет бюджетных денег. Но кризис вынудил агентство искать и другие источники.
Причем не только под этот проект, но и другие инфраструктурные объекты в "точках роста". Специально под них РосОЭЗ прорабатывает схему, в которой могут быть задействованы ресурсы Внешэкономбанка (ВЭБа). Агентство, по словам Алпатова, уже направило в ВЭБ заявку, в которую включены несколько десятков проектов общей стоимостью 94 миллиарда рублей. Предполагается, что частный инвестор возьмет обязательство вложить в стройку 25 процентов от общей суммы затрат, а на оставшиеся 75 процентов получит от госкорпорации кредит. Совещание по поводу готовности ВЭБа участвовать в строительстве зон должно пройти в ближайшее время. А конкретные условия по предоставлению таких займов будут оговариваться, скорее всего, индивидуально. У ВЭБа, действующего как Банк Развития, есть право заниматься проектами зон, поясняет Алпатов. Но параллельно агентство прорабатывает и другие варианты - работает с иностранными инфраструктурными фондами.
Кстати, первый опыт строительства инфраструктуры за счет частных денег в ОЭЗ уже есть: в Липецкой зоне инвестор вкладывается в электроэнергетику. Экономия бюджетных денег - 17 миллиардов рублей. Из-за кризиса, не скрывает Алпатов, у компаний возникли трудности, сократился доступ к кредитам. Но в то же время цены на стройматериалы и работы пошли вниз, и некоторые инвесторы даже начали передвигать на более близкий срок ввод объектов. А сам механизм работы особых экономических зон дает им неплохой шанс. В ОЭЗ, напомнил Алпатов, действуют льготы по налогообложению, таможенным пошлинам. Только за счет режима свободной таможенной зоны, когда от ввозных пошлин освобождается ввозимое для ОЭЗ оборудование, можно сэкономить до 15 процентов затрат, подсчитал Алпатов. Экономию времени и денег дает удобный режим администрирования, так называемая система "одного окна". Дешевле обходится аренда и покупка земли.
А совсем недавно в Госдуме прошли первое чтение поправки в закон, дающие право резидентам технико-внедренческих зон производить на их территории свою продукцию, напомнил Алпатов. В четырех технико-внедренческих зонах уже зарегистрировано более 140 резидентов.
Бизнес начал идти и в туристско-рекреационные зоны. В них уже обосновываются 18 резидентов, в начале следующей недели будут рассматриваться новые заявки. ОЭЗ Бирюзовая Катунь в Алтайском крае уже принимает первых посетителей, в этом году там открыли горнолыжный курорт. Не исключено, кстати, что инфраструктуру ОЭЗ в Алтайском крае используют и для создаваемой неподалеку особой игорной зоны. Это даст значительную экономию госденег. В этом году начнется стройка второй "алтайской" зоны - Алтайской долины. С минтрансом, рассказал Алпатов, достигнута договоренность о налаживании прямых авиарейсов из Москвы и Питера в Горноалтайск, чтобы туристы могли добираться до этого уголка без пересадок. А сейчас агентство прорабатывает вопрос о расширении ОЭЗ в Иркутской области. Вполне возможно, что к ней присоединят город Байкальск. Там возникли проблемы в связи с закрытием Байкальского ЦБК. Присоединение города к ОЭЗ даст возможность занять работой местных жителей.
Тем временем
30 июня пройдет первый конкурс по продаже земли под строительство объектов в игорной зоне "Янтарная" в Калининградской области, передает Интерфакс. На него выставляются два участка с обременением в виде обязательств инвестора по строительству игорных заведений и срокам. Правительство области рассчитывает, что в конкурсе примут участие минимум 15 компаний.