Николай Досталь получил главный приз ММКФ за сочувствие человеку

31-й ММКФ завершен. Его программа была, пожалуй, самой сильной за последние годы.

После долгого периода коммерческих соблазнов наше кино сумело выставить на конкурс сразу три серьезных фильма: "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Чудо" Александра Прошкина и "Палата N 6" Карена Шахназарова. Хорошо была представлена наша актерская школа - одна только работа Владимира Ильина в роли чеховского доктора Рагина достойна войти в историю кино. Но у них были и сильные соперники в борьбе за призы - с Украины, из Болгарии, Венгрии, Ирана... Было за кого болеть и за чем следить. А ведь для любого фестиваля важно это ощущение напряженной, крепко сбитой драматургии конкурса.

А главное: интерес к кино, похоже, проснулся. Утомленные попкорновой жвачкой, заполняющей экраны, ценители хлынули в залы "Октября", чтобы понять, чем живет мировое кино. Там шла и классика и последние сенсации, шли ленты, уже нашумевшие на других фестивалях - в Санденсе, Венеции, Канне. Были и такие, которые еще недавно считались бы не столько явлениями искусства, сколько нарушениями общественной морали. Это болезненная мания - тупо таранить общепринятые табу, отличавшие цивилизацию от дикости. Именно этим "фестивальный фильм" якобы отличается от "мейнстрима". Но в результате многие киносмотры стали заложниками специфических вкусов и сильно проиграли в общественном мнении.

Оправдывая свои принципы отбора, эксперты говорят, что фестивали отражают ситуацию в кино. Это лукавство: среди отвергаемых фильмов есть шедевры - но это кино человечное, а слово "гуманность" эксперты перевели в разряд бранных. Московский фестиваль отказался от девиза "За гуманизм киноискусства" - и зря: этот ракурс отличал его от декадентствующих собратьев и делал его демократичным. Это и было его "лицо", которое побуждало мастеров уровня Феллини, Де Сика и Луи Маля отдавать свои фильмы в Москву.

И вот решение жюри 31-го фестиваля поставило точки над i. Главный приз "Золотой Святой Георгий" присужден фильму Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное". Мне в этом видится не просто победа хорошего фильма, но и принципиальный шаг ММКФ к возвращению в обиход нормальных критериев оценки и к поддержке гуманистических тенденций в кино. Интересно, что именно эту картину многие критики в газетных и радиообзорах вообще выводили за рамки обсуждения, недоумевали по поводу появления "нефестивального" фильма в конкурсе. И действительно: в нем нет формальных ухищрений и "чернухи", возведенной в эталон современного взгляда на мир, а есть интерес к человеку и сочувствие - качества, от которых бегут многие фестивали. Но жюри оценило и верность режиссера лучшим традициям кино, и его смелость искать свои темы и свои пути в искусстве далеко в стороне от фестивальных мод. У фильма много достоинств, но именно в этой смелости мне видится новаторство простой истории о том, как жил в сталинской России и как погиб странный парень Петя. Поддержав эту смелость, Московский фестиваль дал надежду многим мастерам кино, чья любовь к человеку многие годы казалась не востребованной. И, пожалуй, первым среди фестивалей заявил протест против далеко зашедшей дегуманизации кино.

Это - поступок. О нем будут спорить. Но первый шаг к возвращению киноискусства зрителю - сделан.

Кстати

Николай Досталь вместе с исполнителем главной роли актером Егором Павловым представили свой фильм в этот четверг в "РГ", о чем мы подробно рассказывали в последнем номере