Смягчить последствия спада, вызванные кризисом, и стабилизировать национальные экономики Восточно-Европейского региона может грамотно скорректированная бюджетная политика. К такому выводу пришли участники V конференции руководителей министерств финансов стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Форум, который прошел в Петербурге в конце прошлой недели, собрал старших должностных лиц, отвечающих за бюджетную политику. Состав участников выглядел более представительным, чем планировали организаторы. Здесь были представители более 30 государств (включая не входящие в регион Голландию, Японию, Германию и США), а также делегации от Всемирного банка и МВФ.
Основной темой обсуждения стала бюджетная политика и ее реформа в условиях мирового финансового кризиса. Было выявлено, что падение ВВП наблюдается абсолютно во всех государствах Восточной Европы, причем ни одно из финансовых министерств не смогло скорректировать расходы бюджета сообразно падению доходов. Пока эксперты строят прогнозы на дальнейшую стабилизацию и экономический рост, государства встали перед необходимостью вести борьбу с бюджетным дефицитом. У России разработан второй по величине антикризисный пакет из числа стран региона. К сожалению, наблюдается и второе место по показателю бюджетного дефицита - выше показатель только у Латвии.
Многих участников встречи заинтересовало российское трехлетнее планирование бюджета. Оно позволяет проявлять большую гибкость - перемещать ассигнования между годами, заранее готовить тендеры и варьировать расходы. В условиях кризиса от него были вынуждены отказаться, но в стабильной экономической ситуации трехлетний бюджет, считают эксперты, может служить эффективным и надежным инструментом экономической политики.
Как рассказал "РГ" директор департамента бюджетной политики и методологии минфина Алексей Лавров, одной из обсуждаемых проблем стала целесообразность четкого следования разработанным бюджетным правилам в условиях финансового кризиса. "Ответ однозначный - отказываться от правил не стоит. Более того, именно отсутствие неукоснительного соблюдения бюджетных правил во многом повлияло на тяжелую экономическую ситуацию в ряде стран региона", - прокомментировал Алексей Лавров.
Другая очевидная мера - сокращение бюджетных расходов. По словам Алексея Лаврова, в России их секвестрования не будет. Предстоит точечная, скрупулезная работа по реструктуризации расходных обязательств. Также планируется оптимизация, усиление целевого характера и повышение эффективности бюджетных расходов. "В перспективе следует вырабатывать длительные устойчивые стимулы для экономии расходов министерств", - рекомендует Алексей Лавров. В этом смысле положительным примером может служить Швеция, которая в начале 1990-х годов в условиях полностью разбалансированной госказны провела радикальную бюджетную реформу, приведшую к оптимизации и прозрачности расходов. Регулирование доходной составляющей за счет фискальной политики не рассматривается как радикальная мера по решению проблемы недостаточности бюджетных доходов, заметил Лавров. Увеличение налоговых поступлений возможно лишь за счет акцизов. По всем обсуждаемым направлениям с начала июля в российском минфине начнется работа над очередными бюджетными поправками.
Тем временем
По данным мониторинга минэкономразвития, с учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-мае 2009 года составил 510,7 миллиарда рублей, или 3,5 процента ВВП.