Защищать малый и средний бизнес поручено прокуратуре

В России начал действовать закон, поставивший под жесткий контроль многочисленную армию инспекторов.

Бизнесмены малой и средней руки получили государственную защиту от всевозможных проверяющих, путающих свои интересы с государственными.

- Этот закон, по моему мнению, можно считать почти историческим, - сообщил "РГ" начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук. - Это, по сути, кодекс контролера, так как в нем детально прописаны и регламентированы все проверочные действия. Достаточно сказать, что в нем впервые законодательно дано понятие проверки, казалось бы, столь широко известное и употребляемое.

Вряд ли кому-то надо рассказывать, что различные проверки с пристрастием давно стали кормушкой для чиновников. Однако, вопреки расхожему представлению, визиты инспекторов влетали в копеечку не только бизнесменам, но и государству.

Как подсчитало недавно минэкономразвития, каждый год в стране проводится 20 млн проверок. И это без учета визитов налоговой инспекции и правоохранительных органов. Значит - плюс еще несколько миллионов гостей с полномочиями. Из казны на работу армады проверяющих уходили миллиарды. Бумага, скрепки, чернила - все стоит денег. А если комиссия приезжала на машине, еще и бензин оплачивался из бюджета. Одна проверка сама по себе требовала немного средств, но умножьте сумму на 20 млн - и цифры получаются уже астрономические.

Этим деньгам стоило найти более разумное применение. Как сообщил Анатолий Паламарчук, всего контрольные полномочия выполняют 30 федеральных органов исполнительной власти, контрольные органы субъектов РФ и органы муниципального контроля. Некоторые из них дублируют друг друга. А все вместе создают пресс для бизнеса.

Чтобы предприниматели могли вздохнуть свободно, и был принят Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Его разработали по поручению президента Медведева, потребовавшего "перестать кошмарить бизнес". Однако первоначально инициатива исходила от Генпрокуратуры и предпринимательского сообщества. Это тот самый случай, когда власть услышала людей.

В работе над законопроектом участвовал научно-консультативный совет при Генпрокуратуре, состоящий из независимых экспертов. Так что сама история принятия закона показывает, как должны складываться отношения гражданского общества и власти.

Теперь административные барьеры установлены перед самими инспекторами и чиновниками - творцами тех самых барьеров. С 1 мая практически все внеплановые проверки малого и среднего бизнеса должны согласовываться с прокуратурой. А плановые - с будущего года - войдут в реестр, который опубликуют на сайте Генпрокуратуры. Заранее.

- Вред, причиненный юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц проверяющего органа, признанных неправомерными, подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов, - поясняет Анатолий Паламарчук.

То есть если пришел, увидел и навредил федеральный инспектор, - заплатит казна. Если муниципальный - компенсацию выплатят из регионального бюджета.

Закон впервые вводит уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в некоторых сферах, в т.ч. в предоставлении услуг общепа. По замыслу авторов проекта предпринимателям не придется получать бесконечные разрешения и заключения.

В целом же от принятия новых правил должны выиграть не столько предприниматели, сколько все общество. Будет расти малый и средний бизнес - появятся новые рабочие места, пойдет в рост экономика. Меньше станет поборов, глядишь - упадут и цены. Ведь сегодня инспекторский тариф закладывается в стоимость товара, так что покупатели поневоле скидываются на взятку.

Если же у прокуроров и предпринимателей все получится, то завтра, хочется верить, мы будем платить уже меньше.

пять новаций закона

1. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем раз в три года.

2. Орган контроля обязан уведомить юрлицо или индивидуального предпринимателя за три дня до начала плановой проверки.

3. Общий срок плановой проверки субъекта малого предпринимательства в год не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия.

4. Проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса возможно только по согласованию с прокуратурой.

5. Результаты проверки, проведенной незаконно, не могут служить доказательством нарушений, допущенных предпринимателями.

прямая речь

Анатолий Паламарчук, начальник ГУ по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ:

- Не секрет, что субъекты малого и среднего предпринимательства - наиболее уязвимые в современных экономических условиях. Ситуацию усугубляло дублирование функций ведомств федерального и регионального уровня, избыточность предъявляемых к предпринимателям требований. Кроме того, зачастую административный ресурс в виде проведения незаконных проверок деятельности предприятий использовался для их рейдерских захватов.

Эти проблемы и породили необходимость создания условий для развития предпринимательства и правовых преград для незаконных действий чиновников. Новый закон предоставляет широкие полномочия органам прокуратуры по защите прав предпринимателей. В их числе и новые функции, которые прокуратура раньше не осуществляла. Надеюсь, результаты этой работы позволят реально оградить добросовестных предпринимателей от недобросовестных чиновников.

компетентно

Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России":

- Мы не так давно выступили с инициативой наделить прокуратуру правом выступать в суде в защиту предпринимателей. Уверен: "пилотный проект", если мы его сумеем запустить совместно с Генпрокуратурой, докажет свою эффективность. Но уже сейчас я могу сказать, что сам факт разработки этого закона - уже победа для малого и среднего бизнеса. Особо отмечу, что теперь, в соответствии с законом, внеплановые проверки должны согласовываться с органами прокуратуры. Это существенный барьер для проверяющих структур. По данным прокуратуры г. Москвы, уже за первый месяц действия закона было отказано в проведении более чем 80 процентов проверок. То есть механизм начинает работать.

Борис Титов, председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":

- Бизнесу сегодня очень важны те шаги, которые предпринимает государство в области снижения административной нагрузки на предпринимателей. Мы, кажется, дожили до того момента, когда бизнес и государство перестали играть в кошки-мышки, а начали конструктивно взаимодействовать. Ответственный бизнес был давно к этому готов.

Отдел по приему граждан Генпрокуратуры РФ
Москва, Благовещенский пер., д. 10.
Тел. для справок: 987-56-56.