Современное искусство: выставки лета, на которые нужно и еще можно успеть

Выставки прошлой недели сами собою подобрались с каким-то национальным душком.

Начать можно с проекта "Русская Красота" в ГЦСИ. Примечательно, что в выставке не участвуют художники из Москвы и вообще из центральной России. Экспозицию собирал питерский институт "ПроАрте" в честь своего десятилетия, поэтому основной состав - из Северной столицы и с Урала.

Выставка получилась достаточно однородной, этакий поцелуй на морозе. Почвеннически-идеалистический взгляд на красоту, какой представлен в последнем романе москвича  Мамлеева "Русские походы", отсутствует. Наоборот, тут фотографии пустынных проспектов петербургских окраин и цикл грязно-синих холстов ведут зрителя последовательно из метели к избушке и стакану молока, там - маячит нарисованная метлой березка А. Фадеевой и свисает из зарешеченного окошка русая коса В. Селезнева. За косу нельзя дергать: она привязана к мотору и периодически подергивается сама.

Художник Дашевский согласен с определением словаря Ушакова: "поскользнулся, упал в грязь - красота!" На его работе - чрезмерно засидевшийся в аэропортовском баре пассажир. Главный же экспонат размером всего с мизинец. Он заключен в стеклянный куб и стоит на небольшом черном постаменте, а представляет собой всего лишь глиняную свистульку без головы. Все бы ничего, но эта вещь под превдонимом Федор Солнцев сделана самими кураторами выставки, называется "Недотыкомка" и в некоторых ракурсах напоминает череп. Если наклониться над ней, с потолка слегка посвистывает. Спасибо Достоевскому и Сологубу за счастливое детство ленинградских детей.

"Русская красота"

Государственный Центр Современного искусства

Зоологическая, 13

до 20 июля

 

Через два дня после "Русской Красоты" в ЦДХ открылась выставка "Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве". Она посвящена 20-летию крушения Берлинской стены и, по замыслу Европейской Комиссии, которая организовала и спонсировала выставку, должна была прославлять общеевропейский мир без границ и расширение ЕС на восток (это произошло 5 лет назад в связи с присоединением Прибалтики). Получилось не совсем так, а точнее, совсем не так.

Куратор, широко известный искусствовед Екатерина Деготь, сочла необходимой критическую позицию. Без натяжки можно сказать, что все 20 художников занялись построением новых стен между Россией и Европой, и славить Европейский Союз не готовы.

Первой на выставке видишь работу Юлианы Бардолим: плита Берлинской стены придавила людей так, что только ножки торчат. В тапочках. Называется "Свободная воля". За ней открывается дебютная вещь Степана Субботина из Краснодара: солдатская или, может быть, цирковая полоса препятствий из символов Евросоюза. Тут и труба-шкуродерка, и огненное кольцо... Валерий Чтак (инсталляция "В Европе может быть опасно") разместил угрожающие надписи, аналогичные предупреждениям Минздрава на пачках западных сигарет, на простых бытовых предметах. На CD, например, написано в траурной рамке предупреждение: "Эта музыка может вас разочаровать". Один лишь Илья Коробков сделал жизнерадостное видео. Под аккомпанемент Шиллеровской "Оды к радости" на фоне салюта Победы бесконечной лентой проплывают мозаики, повествующие о счастливой жизни народов СССР. Из авторского описания работы следует, что такое же радостное единение ждет народы Евросоюза. Юмор, да?

"Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве"

Центральный Дом Художника, до 26 июля

 Крымский вал, 10

 

В галерее Гельмана на Полянке в рассчитанном на год цикле выставок нонфигуративного искусства "Черные работы" - выставка Давида Тер-Оганьяна "Черная Африка". Несложная в визуальном отношении идея - черным по белому нарисовать силуэты Африканских государств, по линейке порезанных европейскими колонизаторами, имеет богатейшие интерпретации, неуместные в настоящем обзоре. Достаточно сказать, что описания куратора Евгении Кикодзе и автора различаются радикальнейшим образом.

 "Черные работы"

Галерея Guelman Projects, с 8 июля

Малая Полянка, 7

 

Традиционное же африканское искусство представлено деревянной пластикой, масками и музыкальными инструментами в галерее Ravenscourt. Предметы из частной коллекции М. и Л. Чалдымовых знакомят зрителя с самобытной художественной культурой народов Танзании и Конго. Многие экспонаты имеют близкие аналоги в крупнейших музеях мира.

Saba saba

Ravenscourt, до 25 июля

Гагаринский пер., 35

 

И, наконец, в Laboratoria Art&Science Space - псевдонаучные эксперименты творческой группы из Свердловска "Куда бегут собаки". Инсталляция "Желе и молнии" (так называется выставка) показывает прохождение электрического разряда через кусочек голубого желе. Молния вспыхивает за стеклом после нажатия специальной кнопки. В другой инсталляции оцифровывается в последовательность нулей и единиц беспорядочное падение капель воды. Должно быть интересно домашним мастерам на все руки, читателям журнала "Наука и жизнь".

А во дворе Лаборатории поставлена медитативная "Небесная Арфа" канадца Николаса Ривза. Деревянная штуковина, похожая на трибуну, лазерным лучом сканирует облака и их физические характеристики - температуру, ледность, кучность и т.п. - выдает в виде гармоничных звуков. В хорошую погоду "Арфа" только попискивает, зато в бурю поет и плачет, как сирена. К сожалению, над лавками во дворе не предусмотрены зонтики. Еженедельно в Лаборатории показываются научно популярные и не только фильмы;  расписание на сайте newlaboratoria.ru.

 Laboratoria Art&Science Space

пер. Обуха, 6

(нa территории НИФХИ им. Карпова)

 "Небесная Арфа" до 20 Октября

"Желе и молнии"  до 15 сентября