Сатанистка устроила на ярославском кладбище эротическую фотосессию

Есть новости, которые лишают дара речи. Одна из таких - от УВД по Ярославской области.

Милиционеры сообщают, что возбудили уголовное дело по факту проведения эротической фотосессии на кладбище. По части 1 статьи 244 УК РФ (надругательство над местами захоронений).

Кадры фотосессии с элементами порнографии студентка Юлия, выступающая в "Вконтакте" под ником "Сотона" и "Черная пантера", около года болтались в Интернете на некоторых развлекательных сайтах, пока кто-то из блогеров не сообщил в милицию. УВД по Ярославской области начало проверку по факту появления в Интернете порносессии на кладбище и установило личность девушки и фотографа, а также кладбище, на котором были сделаны фотографии. Уголовная статья, по которой проходит "Сотона", предусматривает до трех лет лишения свободы.

Вот сухая, внеоценочная канва истории. А за ней - куча вопросов, среди которых для меня, например, главный: почему юная, красивая, судя по всему, ничем не обделенная девочка, так несчастна и духовно опустошена? Кто виноват в том, что в 17 лет ее привлекает не эстетика любви и света, а мрачный антураж смерти и порнографии?

Психопатка истеро-шизоидного круга

У психологов, психиатров и искусствоведов - разные ответы.

Известный криминальный психиатр Михаил Виноградов, в прошлом руководитель Центра специальных исследований МВД России, выносит приговор обществу и государству:

- Все очень грустно. Видимо, государство утратило всякий контроль над духовными и этическими приоритетами молодежи. То, что эта особа устраивала на кладбище, это мерзость, и я не могу подобрать другого определения. Нам нужно было знать, что бесхозную молодежь жадно проглотят криминальные структуры и "структуры влияния" из-за рубежа. Эмо, готы, религиозные сектанты появились здесь не просто так. К ним прибиваются обычно психически не устойчивые молодые люди, которые не имеют реальных смысла и целей в жизни. Cказать, больна ли "ярославна" психически, можно только после освидетельствования ее у психиатра. Девушка, безусловно, отдает себе отчет в том, что она делала. Скажем, как только ее фотосессией заинтересовались правоохранители, она тут же спряталась. Это, скорее всего, так называемое расстройство личности. Ее можно отнести к психопатам истеро-шизоидного круга, которые проявляют свою демонстративность в необычной форме, с сексуальной расторможенностью. То есть им нужно не просто надругаться над памятниками, крестами и могилами, а задействовать в этом еще и эротику.

От безысходности и крайней безынтересности своей жизни молодые люди с неустойчивой психикой пускаются во все тяжкие. Что бы мы ни говорили о советской молодежи и ее зомбированности, но что-то для них все же придумывали. Пусть сейчас наивно звучит "жила бы страна родная, и нету других забот", а БАМ, Целина и другие молодежные проекты вызывают у кого-то ироническую улыбку, но тем не менее молодые того времени были патриотичны и, в общем-то, достаточно духовны. Но над этим много работало государство. Сегодня этого нет. Приоритетно сейчас лишь одно - умение заработать деньги. А у тех, у кого это не получается, возникает некий протест и вызов "сытой" части общества. К сожалению, "вызовы" не всегда корректны, они иногда проявляются в глумлении над самым святым.

- В России прижились сектантстские псевдорелигиозные течения, - продолжает Виноградов, - в том числе и сатанистские. Возможно, что девушка эта относится или хочет, чтобы ее относили к сатанистам.

Впрочем, ярославские блогеры (та молодежь, над которой, как считает известный психиатр, утрачен всяческий контроль) в большинстве своем отреагировали на произошедшее абсолютно в унисон со мнением взрослых, получивших моральную закваску в эпоху БАМа. Откинув большинство нецензурных, приведем наиболее печатное:

- Миллионы людей погибли, чтобы жила такая мразь.

Как ни странно, но у искусствоведов на фотосессию "Сотоны" исключительно эстетический взгляд. Если вынести за скобки проявление крайней степени цинизма и психическое заболевание, то никуда не денешься от констатации: искусство довольно часто использовало кладбище как антураж для выражения своих идей.

Неподсудна?

Кирилл Разлогов, директор Института культурологии РАН, напомнил, Эрос и Танатос всегда шли рука об руку:

- И чтобы утвердить себя в качестве живого рядом со смертью, искусство использовало эротические образы. Поэтому такого рода фотосессии я бы ни в коем случае не стал связывать с осквернением могил. Другое дело, православная культура требует уважительного отношения к месту упокоения умерших. Хотя в других культурах к этому относятся иначе.

То, что иначе, с этим не поспоришь. В американских путеводителях, к примеру, можно вычитать неприемлемую для русского сознания фразу: "Посетите это кладбище, бурлящее жизнью!". А дальше описание этого "города мертвых": с гробницами наподобие домов с фасадами, с окошками, с пышными фонтанами и калитками, где висят почтовые ящики. С высокими мачтами, на которых развеваются флаги тех стран, откуда вышли жители "городка". Впрочем, даже поклонники такого рода китча вряд ли перенесут эротическую сессию на лужайке перед своим "домом".

Осмысление триады "жизнь-эротика-смерть", как свидетельствуют историки, принимало в новое время самые разные формы. В V-VII веке нашей эры в Китае функционировала, как бы сейчас сказали, субкультура "Ветер и поток". Молодежь 14-15 лет из аристократических семей уходила в горы и предавалась культу болезни: кто-то ложился и изображал из себя больного, а все остальные вокруг него ходили кругами, писали на бумаге стихи и спускали ее в венках из цветов вниз по горному ручью. То есть то, что творят нынешние готы на кладбищах, это старая как мир культурная тенденция.

Кстати, в блогсообществе сомневаются, что Юлию "Сотону" удастся посадить. Пишут, к примеру, о том, что в суде будет трудно доказать, что она "оскверняла" могилы, а не снималась на фото с другими целями. Иначе бы режиссеров и актеров любого фильма, где задействовано кладбище (персонажи бегают по могилам, крошат надгробия выстрелами), давно всех пересажали.

Сажать нельзя воспитывать. Где поставить запятую?