"В Швейцарии не только совершенные хронометры, там даже по автобусам время можно сверять, настолько точно они ходят, - делилась недавно впечатлениями от поездки подруга. - Не то что у нас..."
И в самом деле, во многих странах Европы на остановках общественного транспорта давно установлены электронные табло, которые отсчитывают минуты, оставшиеся до прихода автобуса.
Достоверную информацию о времени прибытия транспорта пассажиры за рубежом получают благодаря навигационным спутниковым системам GPS. Ее аналог - ГЛОНАСС, внедряется сейчас и в России. В Барнауле, Рязани и других городах России она реализуется полным ходом.
Увы! Столице похвастаться нечем. Попытка оборудовать автобусы подобной системой предпринималась лишь в Зеленограде в 2005 году.Одна из фирм взялась разработать необходимое программное обеспечение, а в качестве опытной площадки выбрала местный автобусный комбинат. Зеленоградцы до сих пор вспоминают, как изменилась их жизнь. Узнать, когда придет автобус на ближайшую от дома остановку, можно было по Интернету.
Но через год эксперимент завершился, и электронное табло на главной площади города вместе с навигаторами демонтировали. Раньше его оплачивали инвесторы-разработчики. Теперь же встал вопрос о том, что за дальнейшее использование системы 35 миллионов рублей должно заплатить автобусное предприятие. Но они, даже если бы и захотели, сами ничего уже не решали - комбинат стал филиалом ГУП "Мосгортранс". Это предприятие тоже вроде собиралось внедрять новые технологии. Но все, на что его хватило, это оснастить два столичных автобусных парка навигаторами "Гранит РЦ-24". В автобусном парке N 15 мне показали эти навигационные приборы - это рация для связи с диспетчером.
В Зеленограде же у водителя в кабине был экран, на котором отображались все показатели о "самочувствии" машины. С помощью кнопок для экстренных сообщений он также мог сообщить о ДТП, вызвать техпомощь или "скорую помощь".
Теперь столица вновь собралась заняться внедрением системы ГЛОНАСС. Но все ранее установленное оборудование за прошедшее время уже устарело. "Некоторые радиостанции сейчас в ремонте, причем чинить их негде, да и зап частей нет", - рассказал корреспонденту "РГ" зам. директора автобусного парка N 15 по перевозкам Иван Вержук. Да и исправные рации не все могут работать - канал связи только один вместо двух необходимых. Сколько денег выкинуто на ветер? Если прикинуть по зеленоградским расценкам, где на оборудование каждого автобуса тратили по 100 долларов, на 500 машин столица израсходовала не менее 50 тысяч долларов. Чтобы оборудовать весь московский общественный наземный транспорт, по подсчетам корреспондента "РГ", потребуется порядка 740 тысяч долларов. Плюс программное обеспечение. Да в конце концов, составлять смету внедрения ГЛОНАСС - не журналистское дело. Только вот беда - никто другой этим заняться не спешит. Руководство ГУП "Мосгортранс" считает, что комфорт для пассажиров - дело городского бюджета. "Если деньги будут выделены, мы займемся оборудованием подвижного состава навигационной системой", - прямо сказал корреспонденту "РГ" зам. генерального директора "Мосгортранса" Евгений Адамов.