Вчерашняя ночь стала последним сроком для подачи окончательных готовых предложений для покупки концерна "Опель". В настоящий момент 65% долевых частей находится у созданного в конце мая опекунского совета, а 35% частей еще владеет материнский концерн "Дженерал моторс". По последним данным, "Магна" и Сбербанк собираются увеличить свои доли до 27,5 % немецкого автоконцерна.
Именно несговорчивость американской стороны стала причиной промедления в решении о покупке "Опеля". Только недавно еще австрийско-канадский концерн "Магна" праздновал победу, а заголовки российских газет гордо провозглашали: "Опель" будет "ГАЗом". Но не тут-то было!
Два спорных пункта никак не идут у американцев из головы: возможность обратного выкупа "Опеля" и права на продажу и распространение автомобилей марки "Шевроле" на территории России. В измененном концепте "Магны" и Сбербанка, по последним сведениям, оговаривается, что "Дженерал моторс" остается собственником марки "Шевроле", а их российскую сборку будет контролировать "Опель". Поэтому "Магна" выдвинула требование к "Дженерал моторс" на передачу технологических лицензий и патентов для сборки "Шевроле".
Все это не нравится и не может понравиться "Дженерал моторс". Поэтому уже три недели назад, несмотря на подписанное с "Магной" соглашение о намерениях, американский концерн объявил, что гонка предложений еще не окончена. Тут сразу же активизировались китайский автопроизводитель BAIC и концерн RHJ, бельгийский филиал американского финансового инвестора "Рипплвуд".
Пламя под этим уже три месяца тлеющим огнем раздувал министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг (ХСС). Ему новый виток был как нельзя на руку. Ведь он с самого начала был скептически настроен по отношению к плану "Магны" и Сбербанка открыть для "Опеля" восточно-европейский рынок.
В прошедшее воскресенье, несмотря на летние политические каникулы, он заявил, что если будет надо - пошлем "Опель" в банкротство. Удивительно, но его мнение расходится с мнением не только кандидата в канцлеры и министра иностранных дел от социал-демократов Франка-Вальтера Штайнмайера, но и с мнением сотоварища по партийному блоку - канцлера Ангелы Меркель. Ее пресс-секретарь в воскресенье заявил, что правительство склоняется к предложению "Магны". Это же канцлер не раз повторила во время состоявшихся на прошлой неделе российско-немецких консультаций на высшем уровне в Баварии.
Пока что "Магна" и Сбербанк оставляют в своей концепции сокращение десяти тысяч рабочих мест на всех европейских предприятиях "Опеля" (в Германии - 2600) и по-прежнему претендуют на четыре с половиной миллиарда евро государственной помощи от правительства ФРГ.
Вчера информагентство "Рейтер" сообщило, что "Магна" и Сбербанк изменили условия сделки, увеличив свои доли до 27,5%. От инвесторов ожидается вливание 500 миллионов евро своего капитала. Также "Магна" планирует строго разделять продукцию автомобиля в новом концерне "New Opel" и производство составляющих марки "Магна".
Концепция финансового инвестора RHJ должна бы понравиться "Дженерал моторс" и правительству ФРГ больше: сокращение лишь 9900 рабочих мест, лишь 3,5 миллиарда евро госпомощи и возможность продажи концерна обратно "Дженерал моторс".
Однако никто не высказывает окончательного мнения. Политики лавируют. Агонизирующий "Дженерал моторс" раскладывает новый пасьянс. Фавориты забега "Магна" и RHJ избегают встреч друг с другом.
Кому же достанется "Опель"? Последняя стометровка обещает быть жаркой. Последнее решение должны принимать сначала "Дженерал моторс", затем опекунский совет и в конечном итоге правительство ФРГ. Сроки этих процедур не оговариваются.