Рост неплатежей для лизинговых компаний стал такой же проблемой, как для банков. Кризис подорвал бизнес многих их клиентов, как следствие, выросла просрочка лизинговых платежей. Первые симптомы неблагополучия появились еще осенью прошлого года. Сейчас ситуация обострилась до предела.
"В первую очередь в число компаний-неплательщиков попал малый бизнес, - говорит Оксана Солнышкина, генеральный директор консалтингового агентства "Территория лизинга". - Дебиторская задолженность в работе лизинговых компаний была всегда, но ее размер был понятен и в той или иной степени прогнозируем. В период стабильного роста лизингового рынка с 2001 по 2007 год средний показатель доли просроченной задолженности в портфелях лизингодателей практически не изменялся и составлял в среднем 2%. Сегодня, по экспертным оценкам, он вырос до 5-20%".
Самыми проблемными лизингополучателями стали, по словам Сергея Шпетера, старшего вице-президента Долгового агентства "Пристав", компании, которые приобрели в лизинг оборудование для узкого направления деятельности, например, уникальное оборудование. "Обычно в таких компаниях риски выше, и если падает спрос на их продукцию или услуги - компания не в состоянии совершать ежемесячные платежи по договору лизинга, - объясняет он. - Очень просел сегодня и рынок перевозок, поэтому проблемы возникли у транспортных компаний, которые брали в лизинг вагоны, грузовые автомобили".
Свои проблемы лизингополучатели норовят решить за счет лизингодателя: не платят по договорам и не возвращают арендованное имущество. "Есть категория клиентов, которые не собираются платить изначально, - говорит Никита Быков, вице-президент лизинговой компании Europlan. - Берут, например, в лизинг три автомобиля, два нещадно эксплуатируют, а третий оставляют на запчасти. Гробят машины и не платят. Таких клиентов у нас 5-10%".
На взыскание просроченной задолженности и изъятие оборудования у неплательщиков сегодня направлены основные усилия юридических подразделений лизинговых компаний. Но дело это трудное и очень хлопотное. Как утверждает Оксана Солнышкина, у большинства лизингодателей нет достаточного опыта изъятия объектов лизинга. "В этом вопросе существуют как свои законодательные ограничения, так и технические проблемы, - говорит она. - Ведь имущество необходимо не только физически забрать, но и соблюсти все процедуры, а порой и просто найти. Участились факты сокрытия имущества лизингополучателями. Отдельная проблема - техническое обеспечение процедуры изъятия имущества. Некоторые лизинговые компании вынуждены были предусмотреть в своем штате водителей и механиков, обеспечивающих доставку и анализ технического состояния изъятого имущества".
Даже если имущество удалось изъять, его техническое состояние часто приводит лизингодателей в отчаяние. "Договор практически любой лизинговой компании обязывает поддерживать оборудование, находящееся в лизинге, в надлежащем техническом состоянии. В случае нарушения этих правил договора лизингодатель вправе требовать неустойку, - отмечает Сергей Шпетер. - Но надо ли говорить, что лизингополучателей далеко не всегда пугает этот пункт, и по окончании срока договора лизинга оборудование часто оказывается в неудовлетворительном состоянии. Использовать или реализовать его становится практически невозможно".
Решить проблему можно было бы путем мониторинга переданного в лизинг оборудования. Однако, как утверждает Сергей Шпетер, многие компании после принятия решения дать оборудование в лизинг не следят за состоянием предмета лизинга, ограничиваясь мониторингом платежей. Он же считает, что необходимо мониторить ситуацию на протяжении действия всего срока договора лизинга: выезжать на место, следить за тем, как работает оборудование, за его техническим состоянием, выполняются ли заявленный производственный план и план продаж. "Целесообразнее инвестировать в мониторинг на первом этапе, чем впоследствии вкладывать деньги во взыскание долга", - уверен он.
Кто бы спорил. Вот только на это опять-таки нужны деньги. А где их взять, если изъятое у неплательщика оборудование если и можно сегодня продать, то только с большим дисконтом. Оксана Солнышкина рассматривает проблему реализации изъятого оборудования со всех сторон. "Во-первых, это потеря рыночной стоимости. Если раньше лизинговые компании были уверены, что в любом случае как владельцы актива они смогут его реализовать и закрывали глаза на многие потенциальные риски, в том числе на оценку спроса на подержанную технику, то сегодня ситуация изменилась. Отсутствие спроса и перенасыщение рынка бывшей в употреблении техники привели к превышению реальной стоимости имущества над возможной ценой его реализации, - говорит она. - Во-вторых, это время, необходимое для реализации изъятой техники, и связанные с этим расходы. Предугадать, сколько времени потребуется на реализацию, затруднительно. Лизинговые компании тем временем несут расход как на ее хранение, поддержание в нормальном техническом состоянии, так и на реализацию, что может привести не только к отрицательной эффективности отдельно взятой сделки, но и к убыткам компании в целом. Редко когда имущество изымается с пониманием того, кому оно может быть реализовано. Наконец, это необходимость создания инфраструктуры, обеспечивающей процесс технического обслуживания и реализации изъятой техники. Многие лизинговые компании создали отделы по работе с просроченной задолженностью и реализации изъятой техники. Некоторые из них создают специализированные компании по реализации изъятой техники. Уже существуют базы данных, в которых собирается информация от лизинговых компаний".
Впрочем, в таких базах данных техника может "простаивать" месяцами. По наблюдениям Оксаны Солнышкиной, парки изъятой техники у лизинговых компаний только растут, и, скорее всего, в ближайшей перспективе такая тенденция сохранится. Рынок продаж бывшей в употреблении техники пестрит предложениями, но покупателей, готовых сегодня и сейчас заплатить живые деньги, очень мало.