Усилия большинства государств по спасению национальных экономик породили массу прогнозов, что государство теперь придет на смену якобы доказавшему свою несостоятельность свободному рынку.
Лидерам ведущих экономик мира пришлось уточнять: усиление регулирующей роли государства вовсе не отменяет свободы предпринимательства.
Думаю, что никакой кризис не является основанием для тотального огосударствления экономики и подавления частной инициативы, будь то крупные компании или малый бизнес. Государство, как верховный арбитр и автор правил игры в экономике, в период кризиса должно обеспечивать госзаказ на товары с высокой добавленной стоимостью, создавать само и стимулировать частный бизнес к созданию новых производств, формировать рынок инноваций. Если же государство начинает в кризис увеличивать свою долю в экономике, то это может дать эффект лишь как кратковременная экстренная мера.
Но частная бизнес-инициатива может развиваться только в том случае, если будет возможность просто и быстро открыть свое дело, если на законодательном уровне будет прописано, что власть и бизнес несут равную ответственность за исполнение своих обязательств друг перед другом. И если такой порядок будет торжествовать на практике. Особенно это важно на региональном и муниципальном уровнях - там, где идет зарождение малого и среднего предпринимательства. По инициативе министерства экономического развития и Федеральной антимонопольной службы правительство приняло программу по развитию конкуренции. В качестве основных системных угроз для конкуренции в ней обозначены формирование госкорпораций, деятельность естественных монополий, риски возникновения картелей, антиконкурентные действия органов власти. У ФАС есть ответ этим угрозам - "второй и третий антимонопольные пакеты", которые подготовила служба. "Второй антимонопольный пакет" уже подписан президентом.
Развитие конкуренции в госмонополиях и контроль за госкорпорациями принципиально важны. Более того, в условиях кризиса эти моменты приобретают не только социальное, но и экономическое значение. Госкомпании и госкорпорации должны отчитываться государству об управлении своими активами, так как они сосредоточили в своих руках предприятия, которые являются крупнейшими в стране или подчас градообразующими в своих регионах. Именно масштабность активов и огромное количество рабочих мест делают госкорпорации важнейшим социальным, а не только экономическим фактором. У государства должна быть возможность реально контролировать качество продукции, которую они выпускают, работу менеджмента. В свою очередь наша служба должна, используя свои полномочия, не допускать тотальной монополизации госкорпорациями все новых секторов экономики. Приходится слышать, что некоторые из них порой напоминают лоскутную бизнес-империю со множеством разношерстных активов, способную лишь пожирать миллиарды бюджетных рублей, предназначенных якобы для спасения все новых предприятий, которыми не в состоянии управлять эффективно. Поэтому усиление контроля за госкорпорациями и естественными монополиями - это способ заставить их работать по правилам рыночной экономики, а не по своим правилам.
Для сохранения конкурентной среды должно соблюдаться главное - абсолютное равенство перед законом всех субъектов экономики. А монопольное преимущество компаний и корпораций перед другими участниками рынка и перед российскими законами должно быть исключено как класс.
Строго говоря, перед государством, равно как и перед частными собственниками, в период кризиса стоят две важнейшие задачи по отношению к национальной экономике - болезненная реструктуризация или даже "умерщвление" неэффективных предприятий наряду с сохранением и созданием новых эффективных производств. Государство задает базовые параметры этого процесса. Его задача - в стимулировании спроса, без которого немыслим экономический рост, в пресечении искусственного монополизма предприятий, паразитирующих на госказне под предлогом кризиса, в создании правовой базы, которая стимулировала бы граждан к трудовой мобильности и ведению собственного бизнеса.
Только с помощью конкуренции можно победить кризис. Развитие конкуренции в стране - это способ выйти из кризиса и создать ресурс для качественного обновления экономики. Конкуренция - это еще и метод борьбы с безработицей и неэффективным производством, который может помочь государству создавать программы переобучения работников другим специальностям, которые необходимы для развития экономики сегодня и завтра.
Тотальный госконтроль и ручное управление экономикой - это инструменты для выживания. Но они едва ли могут устроить амбициозную, богатую ресурсами, обладающую значительным интеллектуальным потенциалом Россию.