Не только для преодоления последствий кризиса, но и на перспективу, для максимально достоверного определения перспективных потребностей регионов в конкретных продукции и услугах, в ряде субъектов Федерации возвращаются к составлению межотраслевых балансов (МОБ). В том числе межсубъектных, то есть в рамках одного экономико-географического региона.
Сегодня очевидна необходимость долговременной производственной и общеэкономической поддержки положительных тенденций в спросе. Что и является основным стимулом формирования и реализации МОБов, причем не только в России. Так, на состоявшемся в середине июля в мэрии Москвы совещании по тенденциям выполнения в Центральном федеральном округе госпрограммы "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2009-2012 годы" министр сельского хозяйства Елена Скрынник отметила, что для лучшей межхозяйственной-межотраслевой кооперации и с целью качественного информационного обеспечения производственно-сбытовых проектов в АПК должна быть в кратчайшие сроки создана единая информсистема, объединяющая сельское хозяйство и отрасли пищевой промышленности. По ее словам, "такой информационный ресурс позволит принимать взвешенные решения по формированию баланса производства-потребления основных видов сельхозпродукции, что повысит эффективность государственной сельскохозяйственной и продовольственной политики".
Эти предложения были поддержаны представителями субъектов Федерации в ЦФО, отметившими, например, практические выгоды от составления-реализации подробных межотраслевых балансов на уровне под отраслей, областных районов и в плане межрайонного-межобластного товарообмена. По окончании этого форума был сделан первый шаг по созданию единой информбазы по сельскому хозяйству и смежных с ним отраслей: подписано соглашение о сотрудничестве Минсельхоза России и правительства Москвы в формировании общероссийской информационной системы в сфере АПК.
Аналогичный баланс будет разрабатываться в энергетике Новосибирской области. На недавней конференции Совета администрации этой области по вопросу разработки и реализации Концепции развития энергетики, повышения энергоэффективности и энергобезопасности области до 2015 г. отмечалось, к примеру, что на основе анализа межотраслевых тенденций в общерегиональной (Западная Сибирь) и областной энергетике упомянутая Концепция обозначит увеличение производственных мощностей местной электроэнергетики или импорт электроэнергии из соседних энергосистем. И, как подчеркнул руководитель областного департамента развития промышленности и предпринимательства Сергей Семка, - "обязательно с учетом того, что в ближайшие 15 лет реконструированная и модернизированная местная энергетика, включая использование нетрадиционных энергоресурсов, сможет удовлетворить областные потребности в электро- и теплоэнергии".
Кроме того, с 2008 года ведутся межведомственные исследования, в рамках МОБа, по рентабельности бурого (топливного) угля Тульского угольного бассейна в зависимости от тенденций спроса не только на него, но и на продукты его переработки в России. Эти исследования, в частности, показывают, что недавнее закрытие этого бассейна было по крайней мере преждевременным, и что продукты его глубокой переработки и даже сам этот уголь могут быть стабильно востребованными в энергетике, химической, нефтехимической и в ряде других отраслей Центрально-Европейской России. На основе таких исследований предварительно намечена разработка программы инновационного возрождения упомянутого бассейна.
О целесообразности составления и реализации МОБов шла речь и на состоявшемся в Махачкале в июне "круглом столе" по сотрудничеству между российскими регионами. По прозвучавшим на этом форуме экспертным оценкам использование МОБов в экономической политике и хозяйственной деятельности может минимум на 20% повысить рентабельность отраслей и, самое меньшее, на 15% увеличить доходы по внешнеэкономическим связям.