На этой неделе Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) завершит операцию по превращению себя в игрока первой величины на рынке дорожной техники. ГТЛК рассчитывает подписать 6 августа последнее соглашение с Союзом производителей строительной и дорожной техники, а также надеется, что на ее счет поступят заложенные в бюджете 10 млрд руб. Какие последствия это будет иметь для рынка?
ГТЛК (100% акций принадлежит государству) существует с 2001 года (в прошлом году, например, заключила договоров на 167 млн руб, в 2007 - почти на 800 млн). В феврале этого года принято решение о передаче управления компанией минтрансу и выделении ей из бюджета 10 млрд руб. Цель - оснастить дорожников современной техникой и поддержать заводы-производители.
Рынок испытал нечто аналогичное разве что в пору создания "Росагролизинга". В 2001 году от дел была отстранена компания "Росагроснаб", которая прежде распоряжалась бюджетными деньгами (5 млрд руб. в год) на субсидирование лизинга сельхозтехники, и создан "Росагролизинг" со 100%-ным госучастием. При этом ссылались на Бюджетный кодекс (вступил в силу 01.01.2001), запрещавший распоряжение бюджетными деньгами компаниям с неполным госучастием. Нынешняя ситуация интереснее - если в рынок агролизинга частник идет неохотно (именно поэтому государство субсидировало агролизинг с 1992 года), то на рынке лизинга дорожной техники - несколько сотен компаний. Есть среди них и компании с полным госучастием. Бросалось в глаза, что фактически новая госкомпания создается на волне критики госкомпаний как таковых (как раз в феврале участники Красноярского экономического форума заострили внимание на том, как госкомпании деформируют конкурентную среду) и в разгар кризиса.
В самой ГТЛК решение о субсидировании компании рассматривают как "антикризисную меру", но темпами, которыми выполняются установки властей, "не вполне довольны". Как заявил "РБГ" генеральный директор компании Виктор Клочай, "по-хорошему мы уже должны были начать работать весной, а начинаем только сейчас". Тем не менее с июня ГТЛК начала массово подписывать двусторонние договоры с производителями (15 июня - КАМАЗ, 1 июля - ЗИЛ, 3 июля - ГАЗ, 23 июля - ЕЛАЗ). Далее начнется процесс подписания трехсторонних договоров между производителями, получателями и лизинговой компанией.
Участники рынка уверены, что ГТЛК должна непременно "разбросать" 10 млрд руб. до конца года. "А смогут ли заводы до конца года выпустить техники на 10 млрд руб.? - сомневается руководитель (пожелавший не называть себя) другой лизинговой компании с полным госучастием. - Конечно, нет. А если и произведут, то как ее передать? Потребуется около трехсот специалистов, будет нужно объявить и провести тендеры, оформить прием и передачу... Для компании, у которой, по моим сведениям, в регионах работает 10 человек, задача очень сложная". В ГТЛК поясняют, что региональных филиалов у них нет вообще, а деньги поступают в уставный капитал компании, и задачи освоить их непременно до конца года нет: "Более того, излишняя поспешность может повредить качеству работы".
Впрочем, в основном участники рынка верят во всемогущество государства и уже боятся конкуренции. "Они будут получать технику непосредственно с заводов. Для нас это плохо, что тут комментировать?" - заявили "РБГ" в компании "Профмаш". "Мы уже распродаем что можно, офис вот продаем, - сказали "РБГ" в одной региональной лизинговой компании. - Может, придется закрываться". В ассоциации "Рослизинг" от комментариев отказались, сославшись на "сложность ситуации". Впрочем, судя по статистике, на рынке лизинга дорожной техники застой идет сначала года, когда ГТЛК была еще только в планах.
Рынок опасается не госденег как таковых, а суперльготных условий, которые обещает за них обеспечить ГТЛК. Как сообщили "РБГ" в компании, среднегодовое удорожание с учетом налогов составит около 8% по госпрограмме, но стоит иметь в виду, что лизингополучатель не платит аванс, балансодержателем является лизингодатель и платит налог на имущество, и страхование по программе КАСКО осуществляет лизингодатель. Один из ведущих экспертов отрасли, просивший его не называть, охарактеризовал эти условия как "бомбу": он напомнил, что банки кредитуют лизинговые компании под 40%, цена удорожания танцует от этой цифры. Плюс у ГТЛК вряд ли будут проблемы, с которыми сталкиваются частники, например пересмотр условий договоров с банками в среднем раз в три месяца, вплоть до внезапного прекращения сотрудничества (так, отделение Сбербанка в одном из регионов, напомнили в "Рослизинге", вообще отказалось финансировать лизинговую деятельность).
Сможет ли, тем не менее, ГТЛК радикально удешевить технику? В целом да, говорят участники рынка, но есть и скрытые проблемы. Упомянутый нами эксперт напомнил, что, по информации участников рынка, "административные затраты" за право работать на крупных федеральных трассах составляют 20%. "Если ГТЛК сумеет поломать эту систему, хорошо, - говорит наш собеседник, - но мне кажется, что компания будет иметь дело с потребителями техники, которые уже заплатили 20%, так что на стоимости дорожных работ, на чем заточена программа выделения 10 миллиардов, присутствие ГТЛК не скажется. Им все равно, чтобы отбить "затраты", придется идти на все тяжкие".
Другая проблема связана с обслуживанием клиентов. "Взять Сибирь, - говорит наш собеседник. - Если от воровства дорогую технику теоретически убережет ГЛОНАСС (хотя GPS был бы лучше), то инспекторов посылать туда регулярно все равно придется. Чтобы убедиться, что техника на месте и работает по профилю. Милиция этим заниматься не будет. Где и в каком виде будут потом находить этих инспекторов?"
В то же время наш собеседник не сомневается, что отчасти "решение правильное": "В ту же Сибирь частник идет неохотно, строительство дорог в тайге тормозится в том числе из-за того, что нет дешевой техники". По его мнению, ближайший аналог ГТЛК - "Илюшин Финанс": "У этой компании хорошая отчетность, но очевидно, что она создана для поддержания авиапрома, а не для авиакомпаний, не для пассажира. Как мера поддержки автопрома идея с ГТЛК хорошая".