В начале XX века весь мир пульсировал в ритме новых идей, соблазнов и обещаний второй индустриальной революции и новых политических течений, центром которых была Европа. В этом контексте русское искусство произвело невиданный в истории переворот.
Бразильская публика сможет познакомиться с работами ярчайших представителей конструктивизма и супрематизма - Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко и Владимира Татлина. Выставка "Русский вираж" представляет 123 работы в культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро. Она начала работу 23 июня и продлится до 23 августа.
"Мы отобрали произведения, которые наилучшим образом отражают понятие перелома, крутого виража в русском искусстве, причем - самые революционные из них", - говорит одна из кураторов выставки кубинка Анна Родригес. По ее словам, различные течения авангарда порвали с описательным, формальным искусством, и в этом их главная заслуга.
Искусствовед Луиза Интерленги считает движение русского авангарда колыбелью модернизма.
Cпециалисты также отмечают влияние творчества русских художников на бразильское искусство: "Конструктивизм, один из важнейших моментов для бразильского модернизма, сформировался под сильным влиянием русского авангарда".
Инициатива привезти в Бразилию произведения, которые являются частью постоянного архива государственного Русского музея, принадлежит бразильскому продюсеру и куратору Родолфу Атаиде.
Он связался с музеем и сумел организовать доставку полотен в Бразилию. Кстати, последняя крупная выставка российского искусства проводилась в Бразилии в 2002 году. "Русский вираж" обещает стать крупнейшей экспозицией авангарда. На выставке впервые собраны вместе три картины Малевича, ознаменовавшие приход в живопись геометрической строгости - "Черный крест", "Черный квадрат на белом фоне" и "Черный круг на белом фоне".
"Эти три произведения вместе взятые - самые важные на экспозиции", - говорит Родолфу Атаиде.