В западной прессе появилась информация о том, что близятся к завершению переговоры о начале строительства на французских верфях вертолетоносцев для ВМФ России.
Саму идею закупки во Франции вертолетоносцев типа Mistral высказал главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий на военно-морском салоне Evronaval в октябре прошлого года. Стоимость корабля около 700 млн евро. На нем размещаются 16 вертолетов, 470 десантников, 70 автомашин и 40 танков.
"Российская газета" первой сообщила эту сенсационную новость. Широкого резонанса она не вызвала лишь потому, что тогда всерьез ее никто не воспринял. Действительно, с какой стати нашей стране, строившей когда-то и авианосцы, и вертолетоносцы, и атомные крейсера, вкладывать сотни миллионов евро в западную военную промышленность, заказывая там боевые корабли? Но все ли то, на что была способна оборонка СССР, по силам ОПК России? Наверное, нет.
Тринадцать лет в Северодвинске строится атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий", и когда она войдет в строй ВМФ - неизвестно. Двенадцать лет в Санкт-Петербурге строят и никак не могут довести до кондиции дизельную подводную лодку типа "Лада". Она уже спущена на воду, третий год идет заключительный этап испытаний. Для обычной субмарины не многовато ли? Ровно сто лет назад в царской России заложили крупнейший на то время линкор "Гангут". Полностью боеготовый корабль вошел в строй ВМФ через пять лет.
Поэтому-то, если речь идет о качественном обновлении парка отечественных боевых кораблей, то заказ тех же вертолетоносцев на Западе сегодня более чем оправдан. Там построят самый современный корабль и быстрее, и дешевле, чем у нас. К тому же Главный штаб ВМФ намеревается получить лицензию на строительство вертолетоносцев с передачей нам самых современных технологий. Если все так и сложится, то начнется настоящее возрождение российского кораблестроения. Вопрос: сложится ли?
Затевать крупные и дорогостоящие проекты в период финансового кризиса все-таки рискованно. И не факт, что, построив для нас современный корабль, западные фирмы передадут России все технологические секреты его строительства. Да и смогут ли наши верфи эту технологию освоить?
К тому же вертолетоносец - это плавучий аэродром для вертолетов. А у нас современных морских вертолетов нет. Самому лучшему - Ка-29 - несколько десятков лет от роду и он давно не выпускается. Идеально для перспективного комбинированного десантного корабля подошел бы скоростной Ка-92. Но он существует лишь в эскизах. Реализация этого проекта обойдется почти во столько же, во сколько и строительство корабля-носителя. О сроках и говорить трудно. Так что мы можем получить аналог "Юрия Долгорукого" - плавучий ракетоносец как бы есть, а ракеты для него нет.
Поэтому-то у идеи заказывать боевые корабли в странах НАТО (в качестве потенциальных исполнителей рассматриваются также верфи Голландии и Испании) есть свои плюсы и минусы. Сама же она ничуть не противоречит национальной безопасности. Наоборот, столь крупные военные заказы лишь укрепят взаимодоверие между Россией и Североатлантическим альянсом.
Как сообщается, ситуация с заказом вертолетоносца может проясниться уже этой осенью. Пока же переговоры между представителями ВМФ и потенциальными западными исполнителями идут полным ходом, хотя и не афишируются.