В россии действуют 150 служб детских телефонов доверия, на которые за год поступает до 500 тысяч звонков. О том, как организованы эти службы, с какими проблемами звонят на телефоны доверия дети и взрослые, рассказывает "РГ" куратор сетевой программы "Детские телефоны доверия" Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Бетретдинова.
Российская газета: Как давно человечество придумало детские телефоны доверия?
Марина Бетретдинова: Один из первых специализированных телефонов доверия для детей был создан в Великобритании в 1986 году. ChildLine - так это у них называется - принимает свыше 4 тысяч звонков в день. У нас первая специализированная линия для детей и подростков появилась в 1989 году в Москве. Сегодня в каждом столичном округе в центрах психолого-медико-социального сопровождения населения созданы антикризисные отделения, в состав многих из них входят телефоны доверия. А с прошлого года действует в круглосуточном режиме многоканальный телефон доверия при департаменте образования Москвы.
РГ: Кто отвечает на поступающие звонки - педагоги, психологи?
Бетретдинова: Существуют разные типы телефонов доверия. На одних работают специалисты, на других - волонтеры. Качество работы от этого не зависит, это просто разные службы. В России в подавляющем большинстве служб работают профессионалы. Пример волонтерской службы - линия "Ровесник помогает ровеснику", на которой дежурят молодые люди в возрасте 18-20 лет. Такие телефоны доверия не требуют особых затрат, но от этого они не менее эффективны.
РГ: А не рискованно ли это, когда непрофессионалы занимаются мятущимися умами и душами?
Бетретдинова: Профессионализм здесь определяется не столько образованием человека, сколько его специальной подготовкой по телефонному консультированию. Для того чтобы понимать ребенка, необязательно иметь высшее психологическое образование. Нужно иное: определенный склад личности, хороший навык выстраивания доверительной беседы, умение слушать собеседника, а также доброта и уважение к нему. Поэтому кандидаты на роль консультанта проходят серьезный отбор и обучение. Даже те, кто имеет диплом педагога или психолога.
РГ: Какие вопросы тревожат детей?
Бетретдинова: Чаще всего звонят из-за трудностей в семье. Конфликты между родителями - ребенок сильно переживает, не знает, как оценивать происходящее, как себя вести с мамой и отцом. Жестокое обращение взрослых - чрезмерные наказания, насилие. Много звонков начинаются со слов: "Я получил плохую оценку и боюсь идти домой". На третьем месте по частоте обращений - ссоры с друзьями, предательство близких, переживаемые потери. Нужно помнить: если ребенок звонит и говорит, что у него умерла любимая собака, это серьезно. Для него это может быть такой же болезненной потерей, как для взрослого, переживающего утрату близкого человека. Нередко дети попадают в незнакомые ситуации: кто-то стучит в дверь - надо ли открывать? Мамы давно нет дома - что делать? Существуют психологические опасности, о которых нужно говорить с детьми, - кризисные состояния после пережитого насилия, серьезные вопросы выбора жизненного пути и многое другое...
По статистике, 28 процентов детей хотят поговорить об отношениях с родителями, 17 процентов детей, позвонивших на телефон доверия, беспокоят проблемы взаимоотношения со сверстниками; звонки, требующие защиты прав ребенка, составляют от 2 до 7 процентов. До 80 процентов звонков поступает от детей. Остальные - от взрослых, и это очень важная категория: часто это бывают сообщения о детях, находящихся в ситуации насилия, нуждающихся в помощи.
РГ: В вашей сетевой программе участвуют 150 детских телефонов доверия. Для России это много или мало?
Бетретдинова: Это очень мало. Во многих городах и тем более в сельских районах телефона доверия вообще нет. Но даже когда они есть, это не означает их доступности для ребенка.
РГ: Почему? Ведь мобильники сегодня есть, кажется, уже и у дет садовцев - так ли сложно набрать телефонный номер?
Бетретдинова: Согласитесь, что для этого как минимум нужно такой номер знать и знать, что это помощь и защита. Необходимо, чтобы и сами дети, и взрослые - родители, педагоги - были хорошо информированы, т. е. необходима постоянная реклама действующего в их городе телефона доверия. При этом важна не только информационная форма, но и способ проведения рекламной кампании. Репортажей в СМИ недостаточно - они хорошо работают на взрослую аудиторию. Для детей же важно самим получить рекламное обращение. Плакат в школе не очень эффективен - ребенку непросто продемонстрировать к такой информации интерес и записать на глазах у всех комбинацию цифр. Лучше небрежно сунуть в дневник, скажем, листовку и уже дома внимательно ее прочитать. Один из самых эффективных приемов - разместить номер службы на обложке дневника: все равно его нужно ежегодно покупать. На листовках или закладках, которые сотрудники наших служб раздают в школах, кроме телефонного номера приводятся примеры обращений на телефон доверия: "Я получил двойку, боюсь возвращаться домой... Я поссорился с другом, не знаю, как помириться... Я думаю о смерти и не хочу жить...". Рекламные обращения "Уходя из дома, оставьте номер телефона доверия для своего ребенка на видном месте" получают родители.
РГ: Наверное, было бы замечательно, если бы каждый ребенок имел при себе листок с номером линии, ведь зачастую это вопрос его безопасности.
Бетретдинова: К сожалению, в нынешней ситуации многие службы независимо от того, содержат их государственные или общественные организации, не получают средств для такой рекламно-информационной деятельности, и потому их доступность для целевой аудитории крайне мала.
Другая проблема - отсутствие в РФ единого бесплатного трехзначного номера детского телефона доверия. Такой номер существует во многих странах. Дети легко его запоминают и могут звонить по нему из любого населенного пункта страны. Национальный фонд добивается введения такого номера и в России.