Рынок домашнего Интернета в РФ за последнее полугодие вырос в два раза. Согласно исследованию Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) и аналитического центра REAL-IT, россияне заплатили провайдерам 1 миллиард долларов - столько же, сколько за весь 2008 год. 16 процентов общей суммы, или 173 миллиона долларов, приходится на Москву. Тем не менее рост был достигнут прежде всего за счет проникновения провайдеров в регионы - территориальное расширение смогло компенсировать даже снижение тарифов.
В среднем российские пользователи платят за домашний Интернет 500 рублей в месяц. Только 10 процентов юзеров отдают провайдерам 800 рублей в месяц. 22 процента пользуются тарифными планами за 300 рублей. Но цены в регионах весьма различаются: так, если в Магаданской области ежемесячно за доступ к Интернету пользователи платят в среднем 1030 рублей, что является максимальным показателем по стране, то в Архангельской области этот показатель минимален и составляет всего 326 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге плата за доступ к Сети в месяц составляет 516 рублей и 461 рубль соответственно.
На долю широкополосного доступа (ШПД) к Интернету в стране приходится 69 процентов подключений (в том числе 41 процент - выделенная линия и 28 процентов - ADSL). Число абонентов домашнего широкополосного доступа в Интернет в июне нынешнего года достигло 9,534 млн человек по сравнению с 9,436 млн человек в мае текущего года. Об этом говорится в аналитическом отчете Advanced Communications & Media.
По мнению экспертов, если на московском рынке ценовых войн не ожидается, поскольку он уже поделен, то на региональном в ближайшее время развернется серьезная борьба за абонентов.
В конце 2008 года и первой половине 2009 года были попытки некоторых игроков регионального рынка спровоцировать ценовые войны ради быстрого набора абонентской базы. Те компании, которые попытались таким образом увеличить свое присутствие, столкнулись с серьезными проблемами. В регионах за счет традиционно более низких скоростей Интернет и раньше находился не на высоком уровне. Попытки же обрушить цены еще ниже приводят к существенным финансовым проблемам и, как следствие, к проблемам с качеством услуг. Сейчас региональные провайдеры намерены работать в другом направлении - они в полтора-два раза увеличивают скорости при сохранении прежних цен. Например, в Перми стоимость тарифа со скоростью доступа до 1 Мбит/с составляет от 200 до 350 рублей.
Тем не менее такого бурного роста рынка, как в предыдущие годы, эксперты не ожидают. По прогнозам IKS-Consulting, число домашних пользователей фиксированного ШПД вырастет по итогам 2009 года на 34 процента и составит порядка 12 миллионов человек, притом что по итогам 2008 года динамика роста абонентской базы российских операторов была на уровне 68 процентов.
Согласно новым данным ФОМ, среди горожан старше 12 лет ежесуточно в Интернет выходит почти четверть (23 процента, или 21,5 миллиона человек), раз в неделю - 35 процентов (31,9 миллиона человек), раз в месяц - 40 процентов (37,4 миллиона). Установлено также, что наиболее востребованными ресурсами Интернета, к которым большинству горожан приходится обращаться хотя бы раз в месяц, являются новостные сервисы - их используют 63 процента опрошенных. На втором месте поисковики (48 процентов), на третьем - медиаресурсы, предлагающие скачивание или просмотр аудио и видео (47 и 42 процента соответственно). В ФОМ отмечают большой потенциал электронной торговли: только 16 процентов покупали товары в интернет-магазинах.
Интернет становится значимой коммуникационной площадкой, отмечают эксперты ФОМ. 79 процентов пользователей общаются друг с другом в Сети, наиболее часто - посредством электронной почты (53 процента) и социальных сетей (43 процента).
В глобальном плане для рунетчиков Всемирная сеть является одним из самых значимых источников информации, становясь в один ряд с телевидением. Среди суточной аудитории Интернета большая часть предпочитает в качестве источника информации именно Интернет (79 процентов) телевидению (76 процентов). Среди всех горожан Интернет пока на четвертом месте (28 процентов), первые три - за ТВ, прессой и информацией, получаемой от родственников и друзей.
Что касается перспектив дальнейшего проникновения Интернета, то только около 8 процентов потенциальной аудитории планируют начать им пользоваться в течение года. Самым главным препятствием в данном случае оказываются финансовые проблемы. По данным ФОМ, 54 процента россиян в возрасте от 12 лет и старше никогда в своей жизни не пользовались Интернетом.