Перспективы российского автопрома зависят от сделки по "Опелю"
Сделка с "Опелем" - это не покупка дешевого актива по случаю. Возникло понимание, что приобретение принесет большую пользу российскому автопрому. Поэтому в переговорный процесс включились серьезные политические силы.
Встреча лидеров России и Германии в Сочи окажет влияние на заключение мегасделки по покупке "Опеля". Складывается впечатление, что без посторонней помощи переговорный процесс уже не остановить и стороны готовы биться до последнего "Опеля".
Казалось бы, по сообщениям информагентств все было решено. Дело - в шляпе, "Опель" - в Сбербанке. Да не тут-то было! С утра минувшей пятницы чередой пошли опровержения слов, ненароком вырвавшихся у сопредседателя концерна "Магна интернешнл" Зигфрида Вольфа.
Возмутился американский концерн "Дженерал моторс": кто, мол, наши карты открывает, в которых мы и сами разобраться не можем? Затем с категорическим опровержением поспешил выступить конкурент "Магны" - бельгийский инвестор RHJI. Говорит, мы-то уж давно готовый к подписанию договор предоставили, а вот "Магна" - только что. Тут и американцы подтвердили, что речь идет всего лишь об улучшенном договоре.
Что уж там было улучшать - одним им и известно. Да еще, пожалуй, Сбербанку, который вдруг заинтересовался возможностью приобрести патенты на производство красивых и сильных машин. При слове "патенты" с американцев в момент спадает наносное равнодушие. Они ведь всеми силами стремятся удержать эти самые патенты в своих руках. Только недавно удалось немецкой стороне добиться, что американское правительство от них отказалось. А теперь русские лезут.
Как же без этих патентов производить заявленные в новой концепции развития концерна "Шевроле" и "Бьюики" среднего и малого класса? Ведь коробочку американцы сами сделают, а пламенные моторы - они все от "Опеля", из далекого немецкого города Рюссельсхайма. Технология и качество "сделано в Германии" - основное преимущество хворающего ООО "Адам Опель". Поэтому американскому концерну "Дженерал моторс" не так-то легко расстаться с мечтой снова выкупить "Опель".
Поэтому-то ему так хочется решиться в пользу финансового инвестора и отфутболить подальше "Магну" со Сбербанком, которые собираются урвать аж по 27,5% долевых частей будущего предприятия "Нью Опель" и не намерены отдавать его обратно.
Однако просто этот номер американскому концерну не пройдет.
По-прежнему стеной за "Опелем" и "Магной" стоит правительство ФРГ. С несказанной доселе ясностью и четкостью канцлер Ангела Меркель заявила о решительной поддержке "Магны". Сплоченным строем пошли за "Магной" и правительства федеральных земель ФРГ с местами производства "Опеля". Абсолютно непробиваем до сих пор и Совет трудового коллектива, который открещивается от бельгийских фининвесторов как черт от ладана.
Но то, что нравится американцам, то не нравится трудящимся и профсоюзам, с мнением которых в Германии принято считаться. За обещаниями бельгийского конкурента RHJI они видят подвох. Да, RHJI просит меньше госпомощи - всего 3 миллиарда евро ("Магна" запросила вначале 4,5 миллиарда). Однако все забыли, что после подписания Соглашения о намерениях между "Магной" и "Дженерал моторс" правительство ФРГ уже выделило "Опелю" полтора миллиарда евро.
Концепция бельгийского инвестора правительству ФРГ не по душе потому, что в ней говорится не только о возможной продаже "Опеля" американцам, но и о сокращении производственных мощностей в Европе.
Короче, козырная карта американцев открыта. Всем все понятно. Вот и тянет "Дженерал моторс" с окончательным решением. Для пущей острастки он потребовал от правительства ФРГ подать условия, на которых оно собирается предоставить госпомощь. Через полгода после начала переговоров! Будто бы этого никто никогда не обсуждал.
Окончательное решение должны принимать сами американцы. Однако за ним должно последовать решение опекунского совета, в котором присутствуют представители "Дженерал моторс", правительства ФРГ и правительств федеральных земель. Именно ему сейчас принад лежит "Опель" на 55%. Опекуны соберутся в понедельник на очередное совещание.
Перспективы российского автопрома зависят и от сделки по "Опелю", заявил корреспонденту "РГ" замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. В случае удачной сделки Россия получит, например, право ставить современные коробки передач на другие отечественные авто. Кроме еще одного сборочного производства "Опеля", которое будет располагаться на ГАЗе, появится больше шансов развивать и производство компонентов в России, подчеркнул Сергей Удалов. Такие мощности относятся к перерабатывающему производству, развитие которого входит в стратегические интересы государства.
Что касается "Магны", то, получив разработки "Опеля", канадская компания сможет создать свой автомобиль и неплохо развернуться в России с поставками компонентов.
Долгие переговоры с "ДжМ" эксперт обосновывает тем, что концерн не хочет терять свои позиции на российском рынке. "Опель" может стать конкурентом "Шевроле". Эти машины близки и по комплектации, и по цене. Что касается совета директоров "ДжМ", то скорее всего это уже формальность, считает эксперт. Переговоры находятся в той стадии, когда до точки возврата осталось совсем немного.