Некоторые российские вузы, куда конкурс был очень большим, завершили набор студентов еще на первом этапе - 4 августа.
Однако большинство продолжили прием. 13 августа прошел второй этап зачислений. Сейчас грядет третий. Нужен ли он вузам? Где уже полностью укомплектованы бюджетные места? Что нужно менять в порядке приема? Об этом рассуждают ректоры российских высших учебных заведений.
Игорь Федоров, ректор МГТУ им.Баумана:
- Мы полностью закрыли прием на все 3300 бюджетных мест очного отделения и еще взяли 269 "контрактников". С огорчением слышу критические высказывания в прессе, в том числе и от коллег-ректоров по поводу олимпиад. Говорят, их количество надо сокращать. Ни в коем случае! Это действительно эффективный способ отбора талантливых ребят.
Возможно, критика объясняется тем, что в этом году олимпиадное движение впервые так масштабно заявило о себе, но не все соревнования были организованы на должном уровне. Сетуют и на то, что таким образом появляется лазейка для обхода ЕГЭ. О чем речь, если победители, например, олимпиады Бауманки "Шаг в будущее" подтверждают свои результаты по всем основным предметам? Лучшие наши олимпиадники по математике и русскому языку получили в среднем 73 балла, по физике - 70. Это достойные результаты.
Михаил Стриханов, ректор Национального исследовательского ядерного университета:
- Если продолжится неконтролируемый рост числа заявлений от абитуриентов, то будет плохо всем: и абитуриентам, и вузам. Наши сотрудники работают на износ. В некоторых странах абитуриентов ограничивают в числе вузов, куда он может поступать. Но в России осуществить эту идею будет достаточно сложно. Может, стоит ввести "дорожную карту" абитуриента, в которой будет отмечаться, куда документы уже поданы.
Ефим Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета:
- Действительно, в Великобритании, например, можно поступать одновременно только в пять вузов, а в США за подачу документов в вузы "сверх нормы" придется заплатить. В России, получив безграничные возможности поступления, вчерашние школьники относятся к выбору будущей профессии не как к осмысленному действию, а как к азартной игре.
Дело не в том, сколько вузов, а какие профессии выбирают ребята. У нас были случаи, когда абитуриент подавал документы даже не на одну, а на несколько десятков самых разных специальностей. Среди них - химия и физика, экономика и юриспруденция. Вузы должны уделять больше внимания профориентации молодых людей, чтобы они понимали разницу между профессиями.
Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ:
- У нас закрыто 90 процентов из 2310 мест на бюджетном отделении. В третью волну доберем остаток. На мой взгляд, ЕГЭ - самый замечательный способ приема в вузы. Признаюсь: я впервые в эту вступительную кампанию не поменял номер телефона, не прятался. С ЕГЭ ректоры стали никому не нужны.
Но проблемы все равно остаются. 4 августа я открыл сайты ведущих российских вузов - МГУ (факультеты экономики и госуправления), МГИМО, Высшая школа экономики, Плехановская академия... Фамилии "топовых" абитуриентов, рекомендованных к зачислению в первом этапе, совпали на 50 процентов. При такой ситуации ни один из этих вузов при всем желании не сможет закрыть набор за один раз.
Игорь Голубятников, ректор Московского государственного университета приборостроения и информатики:
- У нас все в порядке: набрали как и было запланировано, 1380 бюджетников и 520 платников. Но есть ряд предложений. Можно было бы сделать третий непрофильный экзамен по выбору абитуриента. Например, пусть сам ребенок выбирает, что ему удобнее сдавать на определенную специальность: информатику или физику.
Предложил бы также убрать третью ступень зачислений и проводить приемную кампанию полностью в августе. Тогда было бы достаточно времени для подготовки документов, нормально заработала бы Федеральная база свидетельств, которая к 25 июля - сроку окончания приема документов - еще была не полностью укомплектована.
Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена:
- Только в РГПУ им. Герцена по 5 направлениям обучения количество заявлений от льготников превышало число бюджетных мест. Что делать в этом случае? Устраивать конкурс между ними? Повезло, что льготники во всех вузах были одни и те же. В итоге по льготам мы зачислили по разным специальностям от 45 до 60 процентов абитуриентов. Думаю, имело бы смысл внести некую квоту по этим категориям поступающих. Ведь есть же ограничение по "целевикам" - не более 30 процентов.