НАТО в борьбе с пиратством возложило надежды на итальянского адмирала

Во вторник силы НАТО приступили к новой фазе операции по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога. Она получила кодовое название "Океанский щит". Новая стратегия альянса приходит на смену операции "Союзный защитник", которую силы Североатлантического альянса проводили с весны.

По мнению большинства экспертов, грядущая смена тактики в борьбе с флибустьерами XXI века у берегов Африки вызвана недовольством властей ведущих мировых государств как заметно возросшей активностью самих пиратов, так и недостаточной эффективностью усилий по борьбе с ними. Достаточно сказать, что в 2008 году нападению сомалийских пиратов подверглись более 130 торговых судов. Этот показатель вырос почти в два раза по сравнению с уровнем 2007 года.

Видимо, в НАТО пришли к пониманию того, что за атаками у берегов Африканского Рога стоят не "одинокие выскочки", а хорошо вооруженные группировки, обладающие достаточным уровнем технической оснащенности и всеми средствами "для полноценного прикрытия" своих акций. Весной западные страны делали упор не только на сопровождении гражданских судов под конвоем, но и оказании помощи властям раздираемого распрями и фактически расколотого на несколько частей Сомали, которое с 1991 года находится в состоянии гражданской войны.

Однако, как оказалось, эти усилия не были в достаточной мере эффективными. Сопровождение судов в традиционно активной для судоходства зоне у берегов Африки потребовало крупных финансовых затрат. Вдобавок мобильные группы пиратов брали на абордаж грузовые корабли буквально под носом у конвоиров. Кстати, в этом противостоянии отличную выучку продемонстрировали суда российского ВМФ, которым несколько раз удавалось отразить нападения флибустьеров.

Итак, в чем же будет заключаться смысл "Океанского щита", который развернут в акватории Аденского залива силы НАТО? По экспертным оценкам, главное состоит в том, что сама операция впервые получает должное правовое обеспечение, а многонациональные силы альянса получат конкретную задачу - поимку пиратов. Ранее военнослужащие были вынуждены отпускать задержанных преступников из-за пробелов в законодательстве. Сейчас соответствующим юридическим документом оговорены правовые аспекты содержания пойманных пиратов под стражей и проведения в их отношении следственных действий. Командование натовской операцией поручено итальянцам, имеющим опыт борьбы с пиратами.

Сейчас Рим направляет в к берегам Сомали ракетоносный противолодочный фрегат "Либеччо". У берегов Африканского Рога будет дислоцирована вторая постоянная военно-морская группа НАТО во главе с британским фрегатом "Корнуолл". Командование "Океанским щитом" возложено на итальянского адмирала Маурицио Бони. В последние полтора года он занимал пост начальника управления военно-политического планирования в объединенном штабе ВМС НАТО в Лиссабоне. По словам адмирала, "Океанский щит" станет "адекватным ответом альянса на рост феномена пиратства в районе Африканского Рога".

Между тем

Согласно информации известной страховой фирмы "Ллойдс оф Лондон", сегодня средний выкуп за освобождение захваченного пиратами судна и его команды составляет примерно три миллиона долларов. И в этой связи компания повышает размеры своих страховок с тем, чтобы учесть эти новые и непредвиденные расходы, вводя так называемую "пиратскую надбавку".