Все монорегионы обяжут создать собственные фонды финансовых резервов, то есть "подушки безопасности". Субъектам дадут больше полномочий по распределению доходов между местными бюджетами, но и контролировать эффективность расходов будут строже. Такие предложения содержатся в концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах и муниципальных образованиях до 2013 года, опубликованной на сайте правительства.
До конца этого года минфин должен будет подготовить изменения в Бюджетный кодекс, а также методические рекомендации по новым правилам. Часть этих мер сработает в долгосрочной перспективе, а сейчас важнее установить более четкие и прозрачные правила по господдержке регионов, считают эксперты "РГ".
Требование создавать свои "подушки безопасности" может коснуться примерно десятка регионов, прогнозирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Под норму, скорее всего, подпадут регионы, завязанные на "нефтянку" (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область), металлургию (Липецкая, Вологодская, Кемеровская, Челябинская области). В концепции сказано, что требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов должно быть предусмотрено для субъектов "с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры". С точки зрения долгосрочной перспективы это правильная рекомендация, но сейчас она сработает вряд ли, считает эксперт. "В состоянии тяжелой болезни напоминать о здоровом образе жизни, может быть, и полезно. Но особого смысла в этом нет", - говорит Зубаревич. Именно монорегионы, напоминает она, больше всего пострадали от кризиса. И силы надо направить на то, чтобы решить проблему нормального, а не ручного механизма их поддержки. Без этого им трудно будет выходить даже на выполнение базовых социальных обязательств, а отложить "на черный день" невозможно.
По мнению эксперта "РГ" Алены Сало, такие фонды все же могут быть созданы. Но главным образом за счет экономии средств, полученных в том числе и в виде помощи от федеральной казны. "Будет поставлена задача - появятся и источники финансирования", - убеждена эксперт. Буквально накануне кризиса свои "подушки безопасности" успели создать несколько регионов, правда, потом они все равно ходили и клянчили денег в правительстве, напоминает Сало. В то же время в концепции заложена возможность покупать на такой "запас" гособлигации. Это, по мнению собеседницы "РГ", поможет федеральной казне, а деньги не будут лежать в "кэше". Минфин, напомним, уже заявлял, что собирается увеличить в следующем году объем заимствований на внутреннем рынке.
Документ между тем предполагает более гибкое перераспределение денег внутри региона: они получат право получать кредиты от муниципальных образований и изымать у них "сверхдоходы", перераспределяя их в пользу более бедных территорий.
Но параллельно правительство намерено строже подходить к бюджетным расходам в регионах. В концепции все регионы предлагается разбить на три группы по уровню управления своими бюджетами. За основу, судя по всему, возьмут долю бюджетных расходов, ориентированных на результат. Но точно критерии должен сформулировать минфин. При этом "передовикам" бюджетного управления обещают поощрение, а вот какое, пока неизвестно. "Середнякам" подскажут, как исправить ситуацию. Для "отстающих" могут быть введены санкции, вплоть до рекомендаций губернаторам об отстранении от должности региональных министров финансов.
Ужесточается и подход к регионам, накопившим долги или бюджетные обязательства. Уже по действующему законодательству при превышении порога задолженности в 30 процентов от собственных доходов в них может вводиться временная финансовая администрация. По новым правилам планка понижается до 20 процентов (если задолженность не падает в течение 90 дней) и даже до 10 процентов (если регион не соблюдает план по восстановлению собственной платежеспособности). Совсем недавно, кстати, премьер уже посоветовал регионам быть крайне осторожными с займами.
До сих пор, напоминает Алена Сало, временная финансовая администрация ни в один регион еще не вводилась, хотя под угрозой санкций и были два-три региона. По большому счету доведение региона до состояния банкрота - редкость. Но проблема еще и в том, что не до конца понятны права и обязанности такого "внешнего управляющего". Что же касается качества управления бюджетами, то критерии оценки работы региональных финансистов пока слишком размыты, четкого формального подхода нет, а правильному управлению регионы сейчас никто не учит, сокрушается эксперт. При разработке документов, которые будут сопровождать концепцию, надо больше уделить внимания не "справедливому" перераспределению денег внутри регионов, а более точным формулам федеральных дотаций, считает собеседница "РГ". Все равно понятно, что денег мало, но у государства есть определенные социальные обязательства, которые надо выполнять. Однако сейчас регионам передаются "не меченые" деньги. Надо строго указать, что средства идут именно на исполнение соцобязательств, и четко просчитать объемы такого финансирования, резюмирует эксперт.