Ростовчане променяли домашний пар на общественный

Между душем в собственной квартире и уютной банькой с березовым веничком, жаркой парной и ледяной купелью жители Дона все чаще выбирают второй вариант. Ежегодно число общественных бань, саун и парных растет в среднем на семь процентов. 

По темпам роста этот рынок лишь немного отстает от таких сфер, как общепит и досугово-развлекательная сфера.

Специалисты объясняют это просто: ростовчане теперь рассматривают баню не как объект обеспечения личной гигиены, а скорее как заведение оздоровительного характера и культурного отдыха. Сюда ходят не шумной компанией, а все чаще - семьей, после парной пьют не пиво, а чай или травяные сборы.

- Бань и саун становится больше, как следствие, возрастает объем реализации услуг. В 2008 году он составил 50 миллионов рублей, что на 5,4 процента больше, чем в предыдущем году, - рассказывает начальник отдела координации сферы общественного питания и бытовых услуг управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики области Татьяна Русанова. - Этот спрос продиктован возросшими требованиями населения к комфортности. Сауны сегодня, как правило, предлагают клиентам услуги спортивно-оздоровительных центров, фитнес-клубов, спа-салонов и в некоторых случаях даже предприятий общественного питания: кафе, фитобаров.

По информации управления потребительского рынка, в области практически не осталось ранее популярных общественных бань, какими их помнят старожилы - с общими раздевалками и деревянными шайками. В большинстве своем они убыточны, и их уход с рынка - лишь вопрос времени. Рентабельными остаются сауны и общественные бани повышенной комфортности, придерживающиеся политики высоких (от 350 рублей в час) цен, поскольку их услуги изначально ориентированы на сегмент потребителей с высокими доходами.

Но не все у представителей этого бизнеса так гладко. Среди препон, мешающих быстрому росту количества помывочных, - необходимость в больших первоначальных вложениях и постоянно растущая стоимость коммунальных услуг.

- Требуется серьезное техническое оснащение: печь (дровяная каменка, электрическая или газовая) и бассейн, для которого, в свою очередь, необходимы насосы и фильтры, нагреватели и трансформаторы, парогенераторы и отлаженная система вентиляции. Должен быть целый набор помещений: раздевалки, душевые, комната для массажа, купель с холодной водой, бассейн, комната отдыха, парилка. Минимальная площадь, на которой может разместиться баня, - 150 метров, - рассказывает Русанова. - Бани являются энергоемкими учреждениями, и расходы на электричество в итоге оказываются выше расходов на воду, основного для бани ресурса (на одного посетителя в среднем требуется сто литров воды).

Но даже в таких условиях, по оценкам экспертов, в ближайшее время на банном рынке прогнозируется дальнейшее интенсивное развитие. Точкой роста в отрасли может стать пустующая пока ниша - небольшие русские бани, которые в скором времени смогут не только полностью сменить общественные бани городского типа, но и стать альтернативой для популярных сейчас саун.

Кстати

За последние пять лет количество бань и саун в Ростовской области увеличилось более чем в два раза: со 139 до 281.