Эксперт МВФ Дарья Захарова: России нужно уменьшить бюджетный стимул

Кризис высветил некоторые сильные и слабые стороны экономической политики России в докризисный период. Благодаря проводившейся осмотрительной политике сбережения значительной части налоговых доходов от нефтяного богатства в годы благоприятной конъюнктуры состояние экономики остается прочным. Несмотря на некоторое ослабление дисциплины в налогово-бюджетной политике в последние годы, на момент начала кризиса бюджет все еще балансировал на основе цены на нефть вдвое ниже мирового рынка.

Это позволило правительству осуществить бюджетный стимул для поддержки внутреннего спроса. Кроме того, значительные резервы России, подкрепляемые сбережениями от нефти в размере более 16% ВВП, первоначально дали Центробанку возможность смягчить воздействие кризиса путем либерализации денежно-кредитной политики.

Интервенции, проводившиеся официальными органами, были вначале направлены на поддержание стабильности внешнеэкономического и финансового секторов. Однако в условиях сокращения резервов и увеличения оттока капитала курс рубля был снижен, а затем и ужесточена денежно-кредитная политика.

В последние годы ЦБ добился прогресса в укреплении надзора за банками и мониторинга системных рисков. Эти позитивные изменения помогли ему в принятии мер по преодолению кризиса. Кроме того, правительство выделило около 500 млрд руб. на поддержку рекапитализации банков и увеличило лимит страхования вкладов. Однако необходимо сделать еще больше. МВФ рекомендовал официальным органам подкрепить эти меры обязательным стресс-тестированием наиболее крупных банков по принципу "снизу вверх", чтобы получить более точное представление об их финансовом состоянии.

В ответ на резкий экономический спад правительство приняло крупномасштабный бюджетный стимул. В результате в 2009 г. ожидается увеличение дефицита сектора госуправления без учета нефти примерно на 11% ВВП выше уровня, предусмотренного среднесрочными бюджетными параметрами. Такой стимул оправдан, однако целесообразно ограничить его размер и ориентировать на самообратимые меры. Исходя из этих соображений, МВФ рекомендовал бы уменьшить бюджетный стимул и повысить его адресность. Можно сделать стимул более эффективным, увеличив трансферты малоимущим и выделяя в первую очередь средства на готовые к реализации инфраструктурные проекты.

ДАРЬЯ

ЗАХАРОВА,

ЭКСПЕРТ ЕВРОПЕЙСКОГО

ДЕПАРТАМЕНТА МВФ