У единого госэкзамена больше плюсов, чем минусов, считают ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев.
По мнению ректоров, ЕГЭ дает как минимум три преимущества: у абитуриентов появилась свобода выбора, в столицах выросло число иногородних абитуриентов, и, значит, столичные вузы снова работают на всю страну. Наконец нанесен серьезный удар по коррупции - исчезли теневые списки на поступление. Словом, если до недавнего времени у нас был рынок продавца, то есть вуза, то сейчас рынок клиента.
То, что абитуриенты нынче подавали документы в 20-30 вузов, но в результате три тысячи бюджетных мест так и остались свободными, ректоров не смущает, потому что там, где деканы активно работали с абитуриентами, все места заполнены. "Активно работать", значит, звонить абитуриентам и выяснять, кто из них готов принести подлинники, а в списки на зачисление включать всех согласных, а не только первых, по числу контрольных цифр приема.
По мнению Ярослава Кузьминова, в таких условиях само понятие "контрольная цифра" теряет смысл. Сколько абитуриентов вуз набрал, столько он и должен учить. А деньги получать по принципу нормативно-подушевого финансирования. Если к тебе пришли абитуриенты с высоким баллом по ЕГЭ, то денег у тебя будет больше, если балл низкий - то меньше.
Высшая школа экономики предлагает и конкретную схему: если средний балл абитуриента выше 75, то финансирование должно оставлять 200 тысяч рублей на студента, если балл от 60 до 74, то 100 тысяч рублей. А набравшие от 45 до 60 баллов, по мнению Кузьминова, не должны учиться на бюджетном отделении. Что касается среднего балла по вузам и специальностям, то в МГУ он 85, в Литинституте имени Горького - 83, в ВШЭ - 82, в МГЮА - 81. Ниже всего балл в МИРЭА, МАТИ - 61, в Московском Государственном медико-стоматологическом университете - 59. А по специальностям самые низкие баллы на прикладной математике и информатике, энергомашиностроении, управлении качеством, авиа- и ракетостроении - от 45 до 60.
- Большинство технических вузов надо укрупнять, - считает Кузьминов. - В России около 50 сильных технических университетов, их и надо поддерживать.
Несмотря на то, что оба ректора в целом высказались за введение ЕГЭ, но у них немало претензий к проведению тестов в школе. Так, Единый госэкзамен надо проводить не силами школ и муниципалитетов, а привлекая к контролю общественность и даже силовиков. Задания "части С" должны проверять не регионы, а Федеральный центр. А результаты ЕГЭ в обязательном порядке надо сравнивать с оценками аттестата. Если отклонения больше, чем в один балл, то устраивать перепроверку.