Судьба концерна "Опель" может решиться только в ноябре
Никто в Германии не хочет верить и в то, что шансы австрийско-канадского концерна "Магна" теперь ничтожно малы. Решение о продаже "Опеля" опять отложено.
Следующее заседание Управляющего совета концерна "Дженерал моторс", от которого зависит будущее немецкого автопредприятия, состоится 8 или 9 сентября. Искусственное замедление принятия важного решения объясняется новым возросшим самосознанием автоконцерна "Дженерал моторс". Ведь после конкурсного производства он на более чем 60 процентов принадлежит американскому правительству, долевое участие которого составляет 50 млрд долларов.
Теперь правительство имеет большое влияние на канадско-американский Управляющий совет детройтского автоконцерна. Именно он имеет последнее слово в сделке с "Опелем". Однако после пятничного заседания всем стало ясно, что единого мнения у членов совета нет, и продавать "Опель" некоторые вовсе не хотят.
Этому есть несколько причин. Во-первых, германское правительство под руководством канцлера Ангелы Меркель и премьер-министры федеральных земель хотели бы продать "Опель" концерну "Магна" и Сбербанку. А это снизило бы шансы американцев на восточно-европейском рынке. Во-вторых, автопроизводителям из Детройта не хотелось бы терять производственные мощности в Европе и доступ к высоким технологиям "Опеля".
В-третьих, благодаря уже выделенной срочной финансовой помощи немецкого правительства в полтора млрд евро "Опель" поправил свои дела. Хорошо продается новый автомобиль "Инсигния". Благодаря введенной правительством "премии за сдачу старых машин" хорошо идет и модель "Астра".
И, наконец, не понравилось Управляющему совету, что германское правительство отказало в государственной помощи их фавориту - финансовому инвестору RHJI. Ведь американцы надеялись, что после продажи "Опеля" фининвестору они смогут выиграть время для подготовки обратного выкупа германской "дочки".
Ставка на деньги правительства ФРГ и - что логично - немецких налогоплательщиков не прошла. RHJI выбыл из игры. Теперь у "Дженерал моторс" одна надежда - главный его дольщик Барак Обама.
Выгорит ли эта сделка? Эксперты пока сомневаются. Ведь собственноручное спасение "Опеля" может стоить правительству США денег американских налогоплательщиков. По словам немецкого автоэксперта профессора Фердинанда Дуденхёффера, решение теперь может приниматься только на политическом уровне.
Правительство ФРГ поэтому тянет за все ниточки: в понедельник министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер пытался прояснить ситуацию в телефонном разговоре со своей американской коллегой Хиллари Клинтон. На этой неделе в Берлине ожидается высокий представитель из США.
Тем временем самосознание посетило не только детройтский автоконцерн, но и рабочих "Опеля". Они не хотят снова становиться американцами. Ведь тех заботы немецких трудящихся явно не трогают: по оценкам экспертов, "Дженерал моторс" после выкупа "Опеля" закроет, по крайней мере, два важных завода в Германии и один в Бельгии.
Поэтому Совет трудового коллектива "Опеля" затребовал выплату отпускных, от которых ранее рабочие солидарно отказались, чтобы спасти свое предприятие. Теперь они грозят демонстрациями перед американским посольством.
Удастся ли таким нажимом истребовать от американцев желаемое? Удастся ли продать "Опель" концерну "Магна", который не будет закрывать немецкие заводы? Теперь ответа не знает никто. Как заявил на пресс-конференции представитель правительства Ульрих Вильхельм, окончательное решение может быть отодвинуто на ноябрь.