В Смоленске на совещании с губернаторами Центрального федерального округа вице-премьер РФ Александр Жуков сообщил о подходах, которые будут использоваться при формировании межбюджетных отношений в ближайшие три года.
Правительство отказывается от ряда обязательств, при этом у регионов появятся новые доходные источники.
В этом году привычная картина социально-экономического развития субъектов Федерации существенно изменилась. Поступления налога на прибыль уменьшились на 56,2 процента. Разумеется, сильнее всего это сказалось на наиболее развитых регионах ЦФО - Москве, Липецкой, Белгородской областях, где доходы бюджета в первом полугодии 2009 года сократились на 23-32 процента. При этом положительная динамика наблюдается в Воронежской, Смоленской, Тамбовской и Тверской областях, которые до сих пор в передовиках не числились.
С другой стороны, объем налога на доходы физических лиц по сравнению с прошлым годом почти не изменился. Его прирост в первом полугодии составил в среднем 1,2 процента. Таким образом, менее всего от кризиса пострадали муниципалитеты, для которых НДФЛ является основным доходным источником.
В целом же по итогам первого полугодия ситуация в округе, по оценке федеральных властей, сложилась не вполне нормальная. Доходы регионов сократились на 12 процентов, а расходы - увеличились на 10. Сообщив об этом факте, заместитель министра финансов Антон Силуанов призвал руководителей регионов ЦФО срочно внести коррективы в региональные бюджеты, чтобы не допустить роста кредиторской задолженности.
Характерно прозвучало выступление рязанского губернатора Олега Ковалева. Честно назвав свой регион "депрессивным", он заявил, что считает экономическую политику правительства в условиях кризиса практически идеальной. Побудив руководителей субъектов Федерации резко сократить бюджетные расходы, власти оказали им помощь в иной форме - и по программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, и через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Это принесло свои плоды - именно в "депрессивных" регионах ситуация особой тревоги сейчас не вызывает.
Нет у губернаторов особых вопросов и к новым подходам к формированию межбюджетных отношений на 2010 год.
- К сожалению, нам придется сократить объем финансирования инвестиционных проектов, хотя в целом предложения правительства по формированию межбюджетных отношений стоит признать своевременными. Мы убедились, что федеральные власти внимательно относятся к оценке самочувствия регионов и учитывают проблемы, которые нам предстоит решать, - отметил смоленский губернатор Сергей Антуфьев.
Предлагаемые изменения должны принести субъектам Федерации пользу: их дополнительные доходы в 2010 году составят 90,6 миллиарда рублей, расходы - 70,2 миллиарда. То есть значительная часть регионов окажется в прибыли, в частности Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области. Дополнительные доходы, которые поступят в их бюджеты в 2010 году, по прогнозу финансового ведомства, превысят объем затрат по исполнению новых полномочий.
Минфин в первую очередь настоятельно рекомендует удвоить ставку транспортного налога, который полностью остается в распоряжении регионов и вполне может использоваться для решения проблем дорожного хозяйства. Если говорить, например, о Смоленской области, здесь транспортный налог целиком зачисляется в муниципальные бюджеты. При этом его ставки не менялись с 2006 года. Мотивы - исключительно политические: депутатам облдумы выгодно указывать на этот факт в качестве доказательства заботы об интересах избирателей.
В следующем году увеличится госпошлина, что также приведет к дополнительным поступлениям в региональные бюджеты. Для Воронежской области их объем составит почти 150 миллионов рублей, Рязанской - около 67, Костромской - 40.
Правительство существенно увеличило акцизные ставки, причем в казне субъекта Федерации в 2010 году будет оставаться не 20, а 40 процентов акцизов, собранных на его территории. Это приведет к заметному увеличению доходов в тех регионах, где есть мощные производители. Так, дополнительные поступления акциза на пиво в бюджет Калужской области составят три миллиарда рублей, Тульской - 3,5, Ярославской - 4,4.
- Нам это новшество не очень выгодно, поскольку отрасль переживает кризис, производство сокращается, рынок заполнен напитками, произведенными за пределами региона, в том числе и контрафактными, - говорит начальник департамента финансов и бюджета Смоленской области Игорь Скобелев. - В этом году мы рассчитывали получить в бюджет 100 миллионов рублей акцизов от местных предприятий, но, похоже, выполнить этот план не удастся. Кроме того, минфин меняет механизм централизованного распределения акцизов на алкоголь. Теперь их объем поставлен в зависимость от численности населения региона старше 18 лет. Таким образом, в будущем году объем поступлений акциза на алкоголь в областной бюджет сократится примерно на 230 миллионов рублей. Но эту потерю компенсирует увеличение поступлений акциза на нефтепродукты - на 660 миллионов рублей. Все это, конечно, предварительные расчеты. Вряд ли кто-то сейчас в состоянии предсказать, сколько будет стоить нефть в 2010 году. А значит, планировать поступления нефтяных акцизов можно только приблизительно.
На плечи руководителей субъектов с будущего года в полном объеме ляжет соцзащита региональных льготников (за исключением реабилитированных), организация детского оздоровительного отдыха (Фонд социального страхования больше не будет принимать участие в этой программе), выплата гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также финансирование учреждений начального профобразования и компенсация части родительской платы за содержание детей в детсадах. Практически все это и сейчас входит в полномочия региональных властей, но часть расходов компенсировал центр.
Кроме того, с 2010 года правительство больше не будет участвовать в обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для федеральных и региональных льготников. По мнению губернаторов, выступивших на совещании, это решение будет особенно болезненным. В субъектах Федерации были введены единые льготные проездные билеты для федеральных и региональных льготников (хотя первым эта льгота полностью монетизирована), а разница между реальной и "льготной" стоимостью проезда компенсировалась за счет государственных средств. И если, скажем, Костромская область получала на эти цели из федерального бюджета лишь около 13 миллионов рублей, то Тульская - 108.
Самой неприятной для губернаторов новостью стало решение сократить почти в три раза - до 47 миллиардов рублей - размер дотации на обеспечение бюджетной сбалансированности субъектов. В этом году на эти цели направлено 150 миллиардов рублей. Часть суммы распределена по результатам периода с января по май, вторая будет делиться по итогам исполнения региональных бюджетов за восемь месяцев.
- Эти средства распределяются в соответствии с определенной методикой минфина. По итогам пяти месяцев Смоленская область получила около 400 миллионов рублей, - рассказал Игорь Скобелев. - Деньги выделяются безвозмездно, и для нас они очень важны. Понятно, что шансы получить существенную сумму в будущем году резко снижаются.
Ключевым механизмом помощи регионам с 2010 года станут бюджетные кредиты на срок до трех лет с льготной процентной ставкой. Правительство намерено выделить для этого 125 миллиардов рублей, 25 из которых пойдут исключительно на дорожное строительство.
Сегодня никто не скажет, удастся ли администрации той или иной области получить дополнительные доходы, о которых сообщил замминистра финансов, и позволят ли они справиться с дополнительными расходными обязательствами.
- Общий размер трансферта регионам в будущем году останется прежним - около триллиона рублей, - говорит Игорь Скобелев. - В 2008 году, при существующей структуре российской экономики, Смоленской области с ее налоговым и экономическим потенциалом выделено почти 1,9 миллиарда рублей. Кризис многое изменил, и теперь даже регионы-доноры - например Москва, Липецкая область - претендуют на средства федерального бюджета. То есть объем средств останется тем же, однако получателей становится больше.