Завтра станут обыденностью вездесущие сканеры, узнающие нас по голосу или лицу. Мы будем привычно получать деньги в банкомате, прикоснувшись пальцем: аппаратура узнает вас по отпечатку.
А загранпаспорт расскажет буквально все о своем хозяине - от трехмерного портрета до отпечатков пальцев и кода ДНК. Никто не назовет это фантастикой, потому что с технической точки зрения все это или почти все возможно уже сегодня. Однако мало кто задается вопросом: насколько это законно?
Широкое применение автоматизированных систем идентификации живых и неживых объектов - объективная необходимость. У нас ежегодно фиксируется более 140 миллионов поездок через границу, растет нелегальная миграция: ее объем доходит до 10 процентов населения нашей страны. К тому же существует угроза усиления террористической деятельности, случаются техногенные катастрофы. Без биометрических технологий не обойтись. Более того, развитие биометрии невозможно остановить. Уже в ближайшем будущем она полностью изменит нашу жизнь: позволит пересекать границу за считаные минуты, оперативно выявлять террористов и нелегалов, сократит время получения визы. Но это далеко не все. Наши компьютеры будут узнавать только нас. Переслав отпечаток пальца по мобильному телефону (такая технология в России уже разработана), можно будет получить кредит или справку из органа власти.
Но их развитие можно затормозить, и тогда мы отстанем от остального мира. Пока в области развития биометрических технологий Россия находится в числе ведущих держав. В чем-то мы даже опережаем остальных. Например, мы впервые в мире создали систему сертификации биометрической техники на соответствие требованиям стандартов. И этим мы можем поделиться со всем миром. Так как наши стандарты гармонизированы с международными.
Но есть серьезное препятствие: неполная нормативно-техническая и слабая законодательная базы. Если порядок хранения тайны имени у нас прописан досконально, то с биометрическими данными - пробел. На сегодняшний день в России действует девять федеральных законов, которые предусматривают в той или иной степени регистрацию персональных данных. В них речь идет в основном об анкетных данных: имя, фамилия, отчество, адрес, телефон и так далее. Есть еще закон о дактилоскопии. Но нигде не прописан порядок регистрации и изъятия биометрических данных, даже термина такого в законе нет.
Как следствие, у нас нет государственной системы сбора и хранения персональных биометрических данных. В Германии же, например, активно собираются биометрические данные, в частности, в муниципалитетах и т.д., что позволяет широко внедрять систему автоматического контроля. США перешли на всеобщую биометрическую регистрацию своих граждан, а ФБР приступило к созданию специального биометрического банка данных. Причем цель здесь действительно глобальная - получить биометрические данные на максимально большое число жителей всей Земли. Франция - последняя в списке развитых государств, выдала в этом году свой первый биометрический паспорт, содержащий отпечатки пальцев. В России же вопрос применения отпечатков пальцев в паспортно-визовых документах является предметом дискуссии.
Мы проигрываем не только в комфорте и безопасности, но теряем и деньги. Мировой рынок биометрии оценивался перед кризисом в 4,5 миллиарда долларов.
Поэтому в России необходимо разработать и принять новый базовый Федеральный закон "О биометрической регистрации в Российской Федерации". В нем следует указать перечень видов биометрических характеристик человека, которые могут использоваться при биометрической регистрации. Также необходимо прописать перечень лиц, которые обязаны проходить процедуры биометрической регистрации в обязательном или в добровольном порядке. А в идеале в соответствии с этим законом с учетом областей применения должны приниматься отдельные федеральные законы по каждому из видов биометрической регистрации.
Кто и как должен защищать всю эту информацию? Есть смысл подумать о создании единого ведомства или комитета, который бы собирал персональные и биометрические данные, охранял их, контролировал процесс сбора.