Первая партия, как ожидается, прибудет морем в середине сентября. Маршрут и точная дата по понятным причинам не разглашаются, но глава "Росатома" Сергей Кириенко и замминистра экономики Польши Хана Трояновская подписали на этот счет конфиденциальный документ.
Сообщается лишь о том, что между Польшей и Россией заключено соглашение о сотрудничестве "по ввозу в Россию облученного ядерного топлива с исследовательского реактора". Соглашение будет действовать 20 лет (с возможностью пролонгации) и обеспечивает правовую основу для транспортировки ОЯТ с территории Института атомной энергии Polatom на российскую территорию "с целью временного хранения и последующей переработки".
Как пояснили в пресс-службе атомной госкорпорации, в советские времена с нашим участием в Польше было построено два исследовательских реактора. Один из них под названием "Ева" (мощность - 10 МВт) сейчас остановлен, а другой ("Мария" - 30 МВт) находится в эксплуатации. Ранее, в 2006-2007 годах, с них было удалено не использованное до того времени свежее ядерное топливо.
Сделано это, напомним, по той причине, что в большинстве исследовательских реакторов советского дизайна использовалась топливная композиция, содержащая более 20 процентов урана-235, тогда как в самых распространенных энергетических реакторах АЭС доля "оружейного" изотопа не превышает пяти процентов. В связи с потенциальной угрозой ядерного терроризма страны - члены МАГАТЭ согласились с предложением перевести все исследовательские реакторы на низкообогащенное топливо, а там, где это сделать не в состоянии, - попросту закрыть.
Все организационные, правовые, транспортные процедуры, а также финансовые расходы взяли на себя Москва и Вашингтон, что в очередной раз нашло подтверждение в Братиславской инициативе 2005 года президентов России и США.
Недавно похожий ядерный транзит в Россию был из Румынии. Причем тогда облученное ядерное топливо из реактора Национального научно-исследовательского института физики и ядерной инженерии "Хория Хулубей" прибыло в аэропорт Кольцово под Екатеринбургом самолетом. Это была вообще первая воздушная транспортировка подобного рода, что вызвало немало вопросов у экологов и специалистов по безопасности.
Сейчас опасный груз повезут морем, для чего, надо полагать, будут использованы транспортно-упаковочные контейнеры ТУК-19 и специально разработанные грузовые контейнеры.
Досье "РГ"
Для переработки и технологического хранения в Россию возвращено свежее ядерное топливо исследовательских реакторов Чехии, Латвии, Ливии, Польши, Вьетнама, Венгрии и Восточной Германии. В США аналогичное топливо было возвращено из Австралии, Германии, Австрии, Греции, Японии, Аргентины, Швеции, Португалии, Румынии и Нидерландов. За это же время облученное ядерное топливо российского производства вывезено из Узбекистана, Чехии, Латвии, Болгарии, Венгрии, Казахстана, американского производства - из Канады, Италии, Бельгии, Нидерландов.