Юрий Богомолов: Татьяна Лазарева вынесла вердикт всему развлекательному вещанию

В этом сезоне Первый в борьбе за рейтинги раньше других каналов сорвался со старта и вбросил в эфир сразу несколько премьер. Прыть его понятна: за летние каникулы он, как ни один из его главных конкурентов, много потерял зрителей.

Диспозиция перед стартом

К началу сентября Первый почти настигли и "Россия", и НТВ, которое совершило особенно впечатляющий рывок: вечно третий конкурент вышел на вторую строчку и вплотную приблизился к Первому.

Тут, правда, надо принять во внимание, что многолетний лидер нашего вещания летом пошел на серьезную перестройку своего будничного прайма. Он попытался ослабить сериалозависимость, столь характерную практически для всех каналов. Сначала "рокирнул" криминальное мыло "След" со скандально-бытовым шоу "Пусть говорят": первое поднял в сетке вещания, второе поставил вплотную к программе "Время". Затем "След" поднялся по сетке еще выше, заняв место дневного шоу "Давай поженимся!", которое, в свою очередь, вклинилось между Малаховым и "Временем". Получилась такая двухсерийная семейно-бытовая разборка: у Андрея Малахова люди в студии, как правило, разводятся, расплевываются и оскорбляют друг дружку, а у Ларисы Гузеевой - сходятся, милуются и сватаются.

Рейтинговый результат такой перестройки, видимо, не оправдал надежд вещателя. Да и дневная аудитория, по всей вероятности, почувствовала себя сиротой без брачных игр и возмутилась. "След" был немедленно возвращен на свое прежнее место, а матримониальную программу пришлось прогонять в эфире дважды: днем и вечером.

На будущую неделю намечен еще один эксперимент: перед главной информационной программой с понедельника по четверг пойдут "Жди меня", "Давай поженимся", "Модный приговор" и "Судите сами". "Линейка" с 20.00 до 21.00 с первого взгляда кажется логичной. Вопрос в том, окажется ли она достаточно удачной с точки зрения его величества Рейтинга?

Тем временем "Россия" и НТВ продолжают гнуть свою линию и, похоже, не думают соскакивать с сериальной иглы. Один из них предпочитает давить на слезоточивые железы посредством "Кармелиты" и "Катерины", другой делает ставку на сдвоенные криминальные сериалы - "Глухарь" и "Ментовские войны-2", которые, кстати, и стали основой нынешнего рейтингового благополучия канала.

"Россия", судя по всему, большие надежды связывает с сериалом "Исаев" про нашего национального героя Штирлица. Он, наверное, уже сегодня является большой головной болью для Первого канала. В том смысле, чтобы канал мог противопоставить в эфире своему конкуренту по части художественного уровня. Телевизионную версию "Анны Карениной" в тандеме с фантасмагорической "Ассой"?

Возможная дуэль позабавит сторонних наблюдателей и огорчит телезрителей. Но это еще дело будущего, а сегодня Первый перешел к решительным действиям на уикендовском фронте.

Надувалово

Сначала были упреждающие анонсы под девизом: "Пора свежего телевидения".

Начиная с пятницы мы увидели несколько его образцов - новую "Минуту славы", новые "Большие гонки" и до сих пор невиданный долгоиграющий проект "ДОстояние РЕспублики". Сокращенно "ДО РЕ". Нечто глубоко музыкальное, стало быть. Так оно и есть. Но опять же не чересчур свежее.

Это такой коктейль из "Старых песен о главном", "В нашу гавань заходили корабли", "Фабрики звезд", "Жизнь прекрасна" и "Имя России". Знаменитые и не очень знаменитые мастера шоу-бизнеса перепевают хиты минувших десятилетий "на спор": какая песня краше. В том смысле: какая из них может быть удостоена звания "Лучшая песня России".

Как всегда на Первом, большой перебор с комплиментарной патокой. Эдита Пьеха поет гениально, Лариса Долина - тоже гениально. Иосиф Кобзон - нет слов, и потому все встают при его появлении. А с последним музыкальным аккордом все снова встают. Незатейливый конферанс вечно молодого покровителя талантов Юрия Николаева и пока еще молодого Дмитрия Шепелева, пытающегося "косить" под Ивана Урганта.

Жюри, образованное из меломанов старшего и младшего поколений, рассматривало на этой неделе песенный репертуар 60-х. "Отцы" и "дети" сошлись на том, что лучшая на данный исторический момент - это "Песня про зайцев", где поется "А нам все равно..." Что-то скажут телезрители? История длинная. Хорошо, если как-то закруглится к Новому году. Но многое уже понятно сейчас.

Абсолютно все понятно с "Большими гонками". Опять Дмитрий Нагиев, которого, было, мы уже успели позабыть. Потому он особенно часто напоминал, что он и есть Дмитрий Нагиев. Столь же настырно лез в кадр Андрей Малахов. Яне Чуриковой очень идет, когда она не кричит.

Помимо этих звезд наблюдалось большое сгущение прочих известных медиаперсонажей. Разумеется, куда без Ксении Собчак. Так дочка прихватила еще и маму Собчак. К ним присоединилась Анастасия Заворотнюк, которую мы тоже стали подзабывать. Билан, который не устает о себе напоминать...

Видно по всему, что это шоу для нашей шоу-бизнесовой тусовки медом намазано. Вся работа для ее правофланговых - "помотылять флагами" (сленговое выражение аниматоров), одарить простой народ личным синхроном... Лишний пиар еще никому, как убеждены члены этого славного рода-племени, не способен помешать.

Сами же ни к чему необязывающие конкурсы носят прикладной характер. Своего рода факультатив.

А нам все равно?..

У меня сильное подозрение, что и "Минута славы" не первой и даже не второй свежести отягощена теми же пороками. Та же концентрация звезд с теми же фамилиями - опять Билан, опять Собчак, на этот раз без мамы...

Новость в том, что в тройке жюри произошла замена: вместо Татьяны Толстой интеллект Всея Руси будет представлять в ней Леонид Парфенов.

На одной из записей программы к Маслякову и Парфенову присоединилась польщенная приглашением Татьяна Лазарева.

В своем общедоступном блоге она поделилась впечатлением, которое вынесла с программы. "Сначала, - пишет она, - мы все трое шутили, веселились, а потом - чувствуем, какой-то дискомфорт, что ли, какая-то ложка даже не дегтя, а говна какого-то врывается в наш райский уголок...

...Понимаете, это все надувалово. Это получается, что всей стране показывают странных, недалеких, несмешных, а порой и явно неадекватных, да что там говорить (не дай бог кого-нибудь из них обидеть), страна все это смотрит за неимением, а ей еще и говорят: иди к нам! У нас тут кастинг! Ведь ты не хуже этих! Да ты лучше, брат! Смотри, какие они уроды - этот, вон тот, а этот-то вообще! Давай!"

...Попробую обобщить. Руки опускаются потому, что я не хочу участвовать во вранье. Как там у Стругацких - "надоело жрать собачье мясо".

Как должно быть проняло человека от одной программы, чтобы высказаться столь резко и жестко, рискуя при этом карьерой и обструкцией со стороны коллег. Вердикт-то вынесен практически всему развлекательному вещанию. И во многом справедливый.

Очень симптоматично, что он вынесен изнутри.

Остальным не надоело "жрать собачье мясо". Даром, что ли, что все с таким энтузиазмом поют гимн 60-х: "А нам все равно..."