Балтийские порты в ближайшей перспективе будут основными воротами России в мировую торговлю. Об этом в конце прошлой недели заявил вице-премьер Сергей Иванов.
В Калининграде он провел совместное совещание Морской коллегии, комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и Комитета Госдумы по транспорту.
Что мешает развитию портовой деятельности на северо-западе страны и почему конкуренты отбивают у наших портовиков хлеб, обсуждали министры, законодатели, сенаторы, ученые и производственники. В работе совещания приняли участие глава минтранса Игорь Левитин, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний и главком ВМФ Владимир Высоцкий.
"В развитие новых портов было вложено много госсредств, благодаря чему удалось кратно увеличить объем перевалки экспортно-импортных грузов, - напомнил Сергей Иванов. - Только на Балтике мы сократили поток своих грузов в Прибалтику и на Украину сразу на 20 процентов. Хотя после развала Советского Союза мы имели на Балтике два условных порта - в Калининграде и Санкт-Петербурге. Так исторически получилось, что мы на Северо-Западе остались без "форточки". 90 процентов наших экспортно-импортных грузов переваливалось через порты Прибалтики".
Сегодня, по его словам, появился свет в конце тоннеля. Через два-три года, когда заработает на полную мощность портовый комплекс Усть-Луги, Россия окончательно откажется от услуг прибалтийских соседей по перевалке наших грузов и даже возьмет на себя часть транзита.
"В конце этого года первая очередь экспорта так называемого тяжелого мазута пойдет через Усть-Лугу, - пообещал вице-премьер. - До этого мощностей по перевалке таких нефтепродуктов в России никогда не было, и вся она шла через Эстонию. Это вопрос не только геополитики, занятости населения, но и развития страны. Балтийские порты, нравится это кому-то или нет, в обозримой перспективе будут основными нашими воротами в мировую торговлю. Через пять-десять лет больше половины всех экспортно-импортных операций будут осуществляться через них".
Но это, по словам Сергея Иванова, не значит, что все усилия правительства будут сосредоточены только на Северо-Западе. Есть серьезные планы по развитию океанского порта в Мурманске, развитию южных и дальневосточных морских "ворот". Но больший объем грузов все-таки пойдет через Балтику.