Тюмень выпала из обоймы троллейбусных городов России. По единственному оставшемуся маршруту несколько машин совершают последние рейсы.
Муниципалитет дал четко понять: решение принято, обжалованию не подлежит. Публичные слушания так и не состоялись. В августе защитники "рогатых" пытались убедить власти в том, что неразумно ставить крест на электротранспорте. Большая группа тюменских ученых направила обращение губернатору области, в котором призвала реанимировать троллейбусное движение, поскольку его ликвидация ведет лишь к усугублению экологического неблагополучия. Тюмень и без того по показателям атмосферного загрязнения входит в число самых проблемных городов страны. Аналогичные призывы звучали на городском митинге. Жаркие дебаты разгорелись среди пользователей Интернета. Подавляющее большинство участников виртуальной дискуссии высказались в защиту отвергнутых машин. Из стен Облдумы отправлен депутатский запрос на имя прокурора региона с просьбой заступиться за "безлошадных" тюменцев.
Чиновники пожимают плечами: спорить не о чем. Основная часть троллейбусной сети ликвидирована в предыдущие годы в ходе реконструкции дорог. Всякий раз с началом ремонта "рогатых" обвиняли в том, что нередко по их вине на ведущих уличных магистралях образуются огромные пробки. В самом деле, когда обрывался контакт либо ломалась машина, колонны застывших троллейбусов стопорили движение. Правда, никто не скрывает, что донельзя изношенную сеть не обновляли. Как, собственно, и парк: лишь в начале этого десятилетия - единожды за постсоветское время - на средства регионального бюджета было закуплено 15 троллейбусов.
- Тогда мы воспрянули духом. Думали, что наше предприятие, где, кстати, трудилось свыше 300 человек, перспективно. До последнего не верили, что депо закроют, хотя чиновники во всеуслышание заявляли: дескать, от троллейбусов один разор. Наше руководство обнадеживало: вот доживем до 40-летия, построят в микрорайонах тяговые подстанции, откроют новые маршруты. Увы, напрасные ожидания, - поделилась с корреспондентом "РГ" работница предприятия Татьяна. Она попросила не оглашать фамилию.
На расширение электротранспортной сети нацеливает новый генплан областного центра. В 2006 - 2007 годах начальники транспортных комитетов, а также пресс-служба администрации города сообщали о планах по монтажу контактной сети в крупных жилых массивах. Замыслы остались на бумаге. С приходом кризиса о них и вовсе забыли.
Чиновники дружно ссылаются на огромную убыточность троллейбусов. Начальник областного управления автомобильных дорог Алмаз Закиев еще в прошлом году огорошил сибиряков: якобы для окупаемости перевозок стоимость билета должна составлять 60 - 70 рублей.
Между тем до сего дня горожанам он обходится в семь. Причем половина пассажиров - льготники либо пенсионеры. Последние вообще не платят ни копейки. Не так давно экономисты муниципалитета поправили Закиева: в первой половине текущего года себестоимость поездки составляла приблизительно 22 рубля. В экономической службе троллейбусного депо не опровергают расчетов администрации, однако поясняют: траты росли параллельно со свертыванием оживленных маршрутов. Когда-то троллейбусы перевозили ежегодно 16 миллионов человек. Сегодня - мизер.
- "Рогатых", убеждают нас, безболезненно заменят автобусы и маршрутки. Так ли это? На наших дорогах крайне много "престарелых" и чадящих европейских автобусов, по выхлопам они не вписываются ни в какие нормы. И разве с ликвидацией троллейбусного движения заторов стало меньше? Ничуть, - подчеркивает координатор коллегии экологов Общественного совета Тюмени Альберт Фахрутдинов.
На митинге в защиту троллейбусов приводился ряд других аргументов. Однажды с наступлением жестоких морозов именно эти неприхотливые машины выручили горожан, поскольку большинство автобусов не смогли покинуть гараж. Когда тюменские автобусники объявили забастовку, опять же спасли троллейбусы. Кстати, городу предлагали купить универсальные машины на дизельном ходу, которым не страшна поломка контактной сети или перебои с электропитанием. Предложение отклика не нашло.
Эксперт по организации дорожного движения, кандидат технических наук Борис Елькин полагает, что местные власти уходят от решения проблемы:
- Я и мои коллеги не раз предлагали пути выхода из транспортного коллапса. В частности, за счет максимального расширения инфраструктуры пассажирского сообщения - доступного и разнообразного. Чтобы у горожан была гарантия: с шести утра до двенадцати ночи они могут спокойно доехать в любом направлении. В ответ - лишь декларативные заявления. Нет обещанных отдельных полос для движения пассажирских машин. Не выполнено обязательство освободить дороги от тысяч припаркованных на проезжей части легковушек. Зато с троллейбусами справились махом…
Администрация Кургана, узнав о закрытии в соседнем городе депо, тут же вышла на связь с ним: не пускайте, мол, троллейбусы на лом!
- Хотим приобрести десятка два машин, - поясняет директор курганского транспортного управления Сергей Кудров. - Нам отказываться от троллейбусов нельзя - они незаменимы. Хотя содержать их, конечно, накладно. Цена билета 10 рублей, а реальные расходы - 14 - 15.
В России 88 троллейбусных городов (в УрФО - четыре). До Тюмени распрощался с "рогатыми" только Архангельск. Едва не выпал из обоймы Воронеж. Здесь специализированное предприятие обанкротилось, имущество парка пустили с молотка. Не дали сгинуть электротранспорту горожане, объединившиеся в общественный комитет.
Около двадцати городов, где "рогатые" бегают уже многие десятки лет, сумели увеличить количество маршрутов, модернизировать подвижной состав и контактную сеть. Так, в Казани за два года введено около 50 километров троллейбусных линий, приобретено свыше 80 новых машин. В ряде городов, как в Коврове и Стерлитамаке, троллейбус - безусловный лидер по объему пассажирских перевозок.
Вместе с тем, выяснил корреспондент "РГ", во многих больших и малых городах России, где электротранспорту не уделяли должного внимания, троллейбусное движение на грани свертывания. К примеру, в Тольятти. Такие муниципалитеты возлагают надежду на целевую программу обновления пассажирского парка страны. Но ее реализация забуксовала в связи кризисом. Между тем, по словам вице-премьера Сергея Иванова, 60 процентов троллейбусов и три четверти трамваев в России выработали свой ресурс.
Сергей Яскевич, исполняющий обязанности председателя комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга:
- Троллейбусному движению в Екатеринбурге ничто не угрожает, у него хорошие перспективы. Специалисты высоко оценивают экологичность и маневренность этого вида общественного транспорта. Власти города намерены планомерно развивать троллейбусное сообщение: пункт об этом включен в стратегию развития Екатеринбурга. Согласно ей, совсем недавно запущен новый троллейбусный маршрут на участке между улицами Шевченко и Сулимова. Предусмотрен этот вид транспортного сообщения и в новом районе Академический.
Есть, правда, у городского троллейбуса свои трудности: приобретение пассажирских автобусов субсидируется на 70 процентов из федерального бюджета, а вот развитие электротранспорта целиком возложено на муниципалитет. Тем не менее в прошлом году мы закупили 11 троллейбусов.