Патриарх Кирилл: В церкви можно петь и заниматься рукоделием

Во время последней своей поездки в Нижегородскую область Патриарх Кирилл снова встречался с молодежью.

На этот раз во Дворце спорта. Патриарх отвечал на вопросы, не избегая острых тем и не сглаживая углы.

О приходской жизни

- Христианская община формировалась как община единомышленников. Но различного рода факторы - социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, - таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Мы должны начать как можно скорее на систематической основе практиковать внебогослужебные собрания. Вот вы знаете, для некоторых существует проблема славянского языка, кто-то не понимает славянского текста богослужения. Это происходит потому, что у людей нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме. А если мы будем предоставлять такую возможность маловоцерковленным людям, молодежи - встретиться со священником, почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним?

На этих собраниях можно и спеть, у нас сейчас есть замечательные композиторы, среди них даже священнослужители и монахи. В сопровождении гитары, какого-то другого инструмента. Почему бы не проводить собрания с одинокими пожилыми женщинами? То же молитвенное собрание, и о жизни поговорить, и поддержать, и послушать, можно и рукоделием заняться - но все это под покровом Церкви.

О ядерном оружии

- В катехизисе, в книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть промысл Божий. Это - забота Бога о мире, о космосе, о мироздании, о каждом человеке. И вот в этой формулировке есть замечательные слова, что промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям - что именно здесь, в обители преподобного Серафима, наша страна получила то, что мы называли "оружием сдерживания". В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило Третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями.

Но если говорить вообще о теме оружия, то позиция Церкви хорошо известна. Церковь выступает за мир без оружия. Но есть такая особенность, которую нужно ясно понимать. Причина войны - это грех. Это зло в сердце человека.

Подлинная безопасность - это ответ на то, что происходит в человеческих отношениях. А человеческие отношения завязаны на том, что у нас в сердце и на уме. Борьба с человеческим грехом, обновление нравственного чувства, сочетание нравственности с политикой, с экономикой, со сферой международных отношений - вот что может обеспечить мир без оружия.