Москва примет в этом году 4 миллиона иностранных туристов, или почти столько же, сколько было в 2008-м, заявил на пресс-конференции председатель комитета по туризму города Григорий Антюфеев.
По его мнению, турбизнес пострадал от экономического кризиса не так сильно, как некоторые другие отрасли экономики, где падение составило до 70 процентов. Однако и он понес потери. В первом квартале приехало всего 690 тысяч иностранцев, или почти на 20 процентов меньше, чем за это же время 2008 года. Правда, во втором квартале желающих познакомиться с Белокаменной на несколько десятков тысяч увеличилось. Причем интерес к России больше всех стали проявлять израильтяне (рост по сравнению с 2008 годом на 11 процентов) и жители Белоруссии (показатель вырос на 11,5 процента). По мнению Антюфеева, к концу года Москва вплотную подберется к прошлогоднему показателю, когда в город въехало 4,1 миллиона туристов.
Одной из главных причин произошедшего спада эксперты называют дороговизну столичных номеров. Нормальная цена номера за сутки для массового туриста - 20-30 долларов. Тем не менее еще недавно, по оценке различных консалтинговых агентств, московский номер экономкласса стоил 50 долларов, а бизнескласса - 540 долларов, что делало московские отели самыми дорогими в мире. Именно по этой причине, признавались туроператоры, оставались неудовлетворенными 10-15 процентов заявок на поездки в российскую столицу даже в более благоприятные времена. Чего же было ждать от кризиса? Сейчас отельеры умерили аппетиты. Так, например, номера в трех-, четырехзвездочных отелях столицы подешевели на 13-17 процентов, элитные - в среднем на 30 процентов. Утверждение, что гостиницы продолжают оставаться одними из самых дорогих, Антюфеев назвал мифом. В качестве примера он привел цену номера в одном из трехзвездочных отелей: 1600-1800 рублей в сутки. "Это вполне нормально не только для Москвы, но и для Лондона и Парижа".
Удержать цены на приемлемом уровне и дальше, заявил Антюфеев, поможет активное строительство недорогих гостиниц, развернувшееся в Москве. В частности, только в первом полугодии введено в строй 6 отелей на 1,5 тысячи мест, а до конца года к ним добавится еще 14. Напомним: около 70 процентов новых гостиниц - уровня "3 звезды", 20 процентов - "4 звезды" и только 10 процентов - "5 звезд".
Другим условием для увеличения потока туристов председатель комитета назвал необходимость дополнительных вливаний средств в рекламу. В начале года мэр города Юрий Лужков разрешил расходовать бюджетные средства на рекламу туризма в Москве "вне графика". То есть выделенные деньги не стали "размазывать", как прежде по месяцам, а массированно направили в СМИ в наиболее провальные по посещению туристов месяцы.
Еще одним источником увеличения финансирования отрасли может быть передача ей доли от средств, получаемых за оформление виз иностранцам в Россию, считает Антюфеев. Эти деньги, по его мнению, также можно направить на внешнюю рекламу въездного туризма. С таким предложением столичные власти намерены обратиться к МИД России. Выиграют от этого, по его мнению, и ведомство, увеличив сборы от виз, и городской бюджет.
Справка "РГ"
Сейчас в Москве насчитывается 253 гостиницы на 80 тысяч мест. К 2015 году, согласно Генеральной схеме размещения, планируется увеличить номерной фонд в 1,2 раза, построив 289 отелей на 75 тысяч мест.