По состоянию на 1 августа 2009 года объем кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации составил 64,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 60%. В первом полугодии 2009 года кредиторская задолженность отсутствовала лишь в 6 регионах. Зато ее рост зафиксирован в 48 субъектах РФ. При этом в 38 регионах ее объем вырос более чем на 50%. Таковы результаты мониторинга, который представил минрегион в докладе о ситуации в экономике, финансово-банковской сферах субъектов РФ, по информации на 28 августа.
Специалисты министерства отмечают, что при сокращении в январе - июле 2009 года доходов бюджетов субъектов РФ на 7% на столько же увеличилось финансирование расходных обязательств по сравнению с январем - июлем 2008 года. Объемы доходов снизились в 48 регионах. В пяти из них они упали более чем на 20%. Наибольшее падение доходов зафиксировано в Тюменской области (на 34%), Челябинской области (на 28%), Вологодской области (на 24%), Ханты-Мансийском АО (на 23%).
В период кризиса бюджетная обеспеченность регионов уже на протяжении долгого времени не улучшается и нуждается в дополнительном финансировании. Так, на 1 июля этого года в консолидированные бюджеты регионов поступило 220,3 млрд рублей. А в конце июля на заседании президиума правительства Владимир Путин сказал, что на поддержку субъектов РФ будет выделено еще 193,4 миллиарда рублей, в том числе 150 миллиардов рублей дополнительно в рамках антикризисных мер. Причем более 58 миллиардов из этой суммы предлагалось перечислить непосредственно 54 субъектам РФ. Получается, что каждому приходится один миллиард рублей. При средних доходах региональных бюджетов в 40-60 миллиардов рублей федеральная помощь не была бы лишней.
Очевидно, что одна из статей расходов, на которые пойдут средства правительства, - социальная поддержка населения. С начала года глава правительства неоднократно говорил региональным властям о необходимости даже в условиях кризиса не допустить провала социальных программ. По данным экспертов, фонд оплаты труда должен вырасти на 10%.
Главным образом сокращение доходов бюджетов регионов произошло из-за ожидаемого падения поступлений налога на прибыль: в июле 2009 года в региональные бюджеты поступило 122 млрд рублей этого налога, что в два раза меньше показателя июля прошлого года. В Липецкой области поступления в бюджеты налога на прибыль вообще отсутствовали. В Республике Алтай, Белгородской, Вологодской, Кемеровской, Кировской и Челябинской областях доходы от налога на прибыль составили менее 20% от уровня июля 2008 года. По итогам января - июля 2009 года доходы от налога на прибыль снизились на 45%. Более чем на 50% поступления сократились в 22 регионах. Только лишь поступления налога на доходы физических лиц неизменно "выручают". Так, в июле в бюджеты регионов "упало" 193 млрд рублей налогов от доходов физических лиц. А 30 территорий даже смогли похвастаться их ростом. В целом же по итогам января-июля 2009 года доходы от НДФЛ остались на уровне соответствующего показателя 2008 года. Максимальное падение налоговых доходов в июле 2009 года произошло в Вологодской области (на 70%), Республике Дагестан (на 69%), Челябинской и Тюменской областях (на 56%).
В ряде регионов стала нормой ситуация, когда организации вообще не платят налоги. Так, по информации управления ФНС по Чеченской Республике, в этом году некоторые строительные компании не заплатили в местный бюджет ни одной копейки. До сих пор во многих районах Чеченской Республики продолжаются строительно-восстановительные работы, стройорганизации осваивают сотни миллионов бюджетных рублей и обязаны платить с этих сумм различные налоги, однако среди застройщиков распространена практика, когда они попросту не считают нужным становиться на налоговый учет.
Минрегион предупреждает: тенденция снижения налоговых доходов в регионах, зависящих от собственных доходных источников, в дальнейшем может привести к проблемам исполнения принятых расходных обязательств.
Из основных негативных тенденций, которые усугубились во втором полугодии, стоит отметить то, что в июле 2009 года в целом по Российской Федерации отмечено снижение потребления электроэнергии - электричество стали экономить в 58 субъектах Российской Федерации. Кроме того, в июле продолжилось падение объема строительных работ, которое наблюдалось в 63 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение объемов строительных работ отмечено в Сахалинской области - на 59,1%, Новосибирской области - на 56,9%, Ненецком автономном округе - на 49,1%, Нижегородской области - на 47%, Челябинской области - на 46%.
Несмотря на то, что объем кредитов, выданных юридическим лицам, вырос на 6,6% с начала года и составил 12 721,2 млрд рублей, сохраняется проблема просроченной задолженности. В июле этого года она составила 4,5%, что несколько выше, чем в предыдущем месяце. Рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юрлицам, был зафиксирован в 75 субъектах РФ, причем в 34 регионах рост был выше среднероссийского уровня. Наибольший темп роста просроченной задолженности отмечен в Тюменской области - в 10,7 раза и Чувашской Республике - в 9 раз.
Регионы, отчитываясь о своих антикризисных мероприятиях, пытаются что-то "изобрести", чтобы не оказаться в отстающих. Например, в Татарстане, недополучив запланированные доходы, решили уменьшить субсидии местным бюджетам на 1,6 млрд рублей. В Липецкой области решили поднять производство с помощью создания семейных мини-ферм, ориентированных на развитие сельских территорий, привлечения молодежи на село. Пока нашли деньги и запустили пилотный проект стоимостью 1,2 млрд руб. Однако кардинально переломить ситуацию эти меры вряд ли смогут. Поэтому, по мнению министра регионального развития Виктора Басаргина, в сложившихся условиях значимым инструментом остаются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. По его словам, минрегион внес предложения в минфин об изменении методики распределения дотаций на 2010 год, где будут учтены данные 2009 года при определении налогового потенциала регионов. Если эти изменения будут приняты, финансовая помощь отдельным регионам, по мнению министра, значительно увеличится.