Власти Москвы увеличат штрафы за нелегальный извоз в тысячу раз

Усаживаясь в маршрутку, пассажиры зачастую даже не подозревают, что их везет нелегал.

Между тем по столичным улицам проложены сотни неофициальных маршрутов.

Казалось бы, что в этом плохого? Билеты стоят столько же... Но отсутствие официальной лицензии у водителя напрямую касается и пассажиров. Если, не дай бог, такая маршрутка попадет в аварию, ее хозяева за пострадавших ответственности нести не будут. Корреспондент "РГ" попытался разобраться в ситуации.

Машина окупается за месяц

Станция метро "Тушинская". "Кому до Красногорска? Машина отправляется через 10 минут". "8-й микрорайон Митино. Осталось последнее место. Вы едете?"

Рядом с полуоткрытыми дверями желтых и белых "Газелей" суетятся предприимчивые молодые люди. Как на базаре. На рынке негосударственных общественных перевозок существует жесточайшая конкуренция: не подсуетишься, останешься без пассажира!

Но все, кого я пыталась расспросить, показывали мне документы, разрешающие частный извоз. Кто же отличит простого частника от нелегала? И кто такие нелегалы вообще?

- С 2006 года в городе ведется Реестр городских автобусных маршрутов, - пояснил "РГ" исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Его создание прописано в постановлении московского правительства, определяющем порядок организации регулярных маршрутов в столице. В этом реестре сейчас значится более 700 маршрутов, на которых работает 70 негосударственных транспортных компаний. Владельцы же, которых в этом реестре нет, являются нелегалами.

Бизнес этот, понятное дело, очень выгодный. Дело в том, что москвичи охотно пользуются маршрутками, которые легко объезжают любые пробки, а не стоят в них, как тяжеловесные автобусы. Средняя стоимость проезда одного пассажира - 25 рублей. Максимальная загрузка и выгодный маршрут дают возможность заработать "чистыми" 5-7 тысяч рублей всего за день. Новая "Газель" стоит порядка 400 тысяч рублей, подержанная - в два раза дешевле. Таким образом, если работать каждый день, то можно окупить машину за месяца полтора-два.

Способов попасть в уже существующий, "запатентованный", как говорится, каким-либо перевозчиком маршрут, существует несколько. Одни на свой страх и риск просто бесцеремонно вклиниваются между зарегистрированными на определенном участке машинами. По схеме: опередить других и раньше всех оказаться в час пик у станции метро. Другие предпочитают более "цивилизованные методы": договариваются за определенную плату с "законными перевозчиками", чтобы те немного потеснились в расписании.

Попадается лишь каждый десятый

Представители столичных властей, транспортных организаций, ГИБДД, УБЭП, МВД то и дело организуют проверки с целью выявления "нелегалов". И они приносят свои плоды. "Но люди, которые совершают какие-либо противоправные действия, всегда начеку, - поясняет Свешников. - Один заметил проверку, сообщил другому, и так по цепочке. Сняли самодельные таблички с номерами маршрутов и не подкопаешься. Ну стоит припаркованный автобус вблизи станции метро и стоит. Ничего не нарушает. Поэтому задержать удается единицы. В ходе последнего рейда проверяющие вычислили 42 нелегальных городских маршрута, на которых работало 105 микроавтобусов. Но это за полторы недели. По нашим же оценкам в городе ежедневно работает 400-450 нелегальных перевозчиков. Получается, что удалось выявить лишь каждого десятого нелегала".

Водитель без прав

Есть такой старый анекдот. Женщина машет рукой, пытаясь остановить машину: "Такси! Такси". Авто подъезжает ближе - она раз очарованно говорит: "Это же не такси". "Так вам нужны "шашечки" или ехать?" - обижается водитель. Шашечки - это какая-никакая гарантия безопасности.

Что такое "бомбилы" на маршрутках? Во-первых, их транспортные средства небезопасны. Они, конечно же, далеко не все старые и побитые жизнью. Многие, решив подзаработать таким образом, покупают и новые "Газели", даже иномарки. Но пытаясь сэкономить, нередко приобретают машины, изначально не приспособленные под пассажирские перевозки, и сами устанавливают там сиденья, что небезопасно. Кроме того, в 90 процентах случаев сотрудники ГИБДД выявляют у нелегальных транспортных средств серь езные нарушения правил эксплуатации, подчеркивает Юрий Свешников. К примеру, неисправность рулевого управления, неработающую световую сигнализацию...

Естественно и никакие техосмотры нелегалы не проходят. Для них это лишняя трата денег. И врач не осматривает водителей-нелегалов перед рейсом. А однажды проверяющим попался водитель, у которого не было даже удостоверения на право управления транспорт ным средством.

Понятно, что любой водитель, садящийся за руль, имеет полис ОСАГО. В том числе и водитель-нелегал. Но он страхует лишь свою гражданскую ответственность. И в случае ДТП страховая компания выплатит пострадавшим максимум 160 тысяч рублей. И если в салоне маршрутки было, скажем, 15 человек, каждый получит по 10 тысяч рублей. Если же ОСАГО оформляет предприятие, то рамки ответственности по "автогражданке" расширяются - до 2 миллионов рублей. Существует даже такое понятие, как страхование салона транспортного средства. То есть в данном случае застрахованным оказывается уже каждый человек, находящийся внутри.

Сто рублей - не деньги

Какие же меры предлагают столичные транспортники для того, чтобы освободить рынок пассажирских перевозок от засилья нелегалов? Московский транспортный союз, в частности, вышел с предложением в Мосгордуму о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях с целью ужесточения ответственности за нелегальный извоз. "На юридических лиц мы предлагаем накладывать штрафы за такие правонарушения в размере до 100 тысяч рублей, на физических - 50 тысяч, - сообщил Свешников. - Сейчас штраф - 100 рублей". Предложения эти учтены и до 11 октября Мосгордума обещает рассмотреть поправки в первом и втором чтениях.

Найдите пять отличий

Как опознать нелегала?

1 Компании, работающие легально, обычно наносят на бока микроавтобусов логотипы с названием своих фирм.

2 Таблички с номером маршрута у легальных перевозчиков всегда выполнены типографским способом. Они на жестком картоне, в рамочке. Причем номер маршрута трехзначный и с буквой "М" (например, 753-М, 206-М).

Если же табличка нарисована

от руки - значит, подъехал нелегал.

3 Внутри официально действующих маршрутных такси обязательно есть аптечка, огнетушитель, предусмотрены места для пассажиров с детьми и льготных категорий граждан. На стене внутри салона прикреплены правила перевозки пассажиров.

4 У водителя легального транспортного средства есть копия лицензии на осуществление деятельности, а также паспорт маршрута.

5 Как правило, на машинах легальных перевозчиков госномера желтого цвета вместо привычных белых.

Кстати

Согласно данным департамента транспорта и связи Москвы, по вине водителей маршрутных транспортных средств, имеющих официальное разрешение, в прошлом году не погибло ни одного человека. Количество дорожно-транспортных происшествий, спровоцированных ими, составляет сейчас 5 процентов от общего числа ДТП на лицензированном пассажирском транспорте.

По вопросам, связанным с работой маршруток,

можно обращаться:

- в департамент транспорта и связи Москвы

по тел.: (495) 957-05-91 (в будни с 10.00 до 18.00);

- в УГИБДД по Москве по телефону доверия

(495) 623-78-92.